МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв. (1800–1917 гг.)

На правах рукописи

Исхаков Радик Равильевич

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ
МУСУЛЬМАН СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
В XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв. (1800–1917 гг.)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Казань – 2008
Работа выполнена в отделе средневековой истории
Института истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан

Научный руководитель: доктор исторических наук
Загидуллин Ильдус Котдусович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор
Ислаев Файзулхак Габдулхакович

кандидат исторических наук
Хабибуллин Марс Забирович

Ведущая организация: Марийский государственный
университет

Защита состоится «26» декабря 2008 г. в 10 часов на заседании дис-сертационного совета Д. 022.002.01 по защите диссертаций на соиска-ние ученой степени доктора исторических наук при Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, подъезд 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института исто-рии им. Ш.Марджани АН РТ (г. Казань, Кремль, подъезд 5).

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Института истории им. Ш.Марджани АН РТ https: //www.tataroved.ru.

Автореферат разослан « » ноября 2008 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Перед современной гуманитарной наукой остро встал вопрос формирования методологических подходов в ре-гулировании межконфессиональных отношений в российском обществе. От решения данного вопроса во многом зависит конструирование взаимоотно-шений как между государством и отдельно взятой религиозной общиной ве-рующих, так и между конфессиями в целом. Изучая взаимодействие разных конфессий и религиозных групп в Российском государстве в исторической ретроспективе, можно выявить пути решения проблем в сфере современных государственно-церковных и межконфес¬сиональных отношений, избежать ошибок прошлого.
Взаимоотношение ислама и православия в Среднем Поволжье XIX – на-чале ХХ вв. является важной темой для изучения, обусловленной возрас-тающей ролью религиозного фактора в жизни народов России. Уникальный опыт позитивного развития, мирного сосуществования православия и исла-ма в общероссийском контексте представляет большой интерес в связи с ростом международной напряженности, вызванной усилением противоречий на почве религиозной нетерпимости.
Терминология и понятийный аппарат. С целью устранения разночтений и неточностей необходимо выделить смысловую основу некоторых наиболее важных и используемых в работе понятий. Под миссионерской деятельностью принято понимать форму деятельности религиозных организаций и церквей, официально направленную на обращение иноверующих . В нашем случае дан-ное определение требует некоторой корректировки. В Российской империи, где за православием признавалось исключительное право на ведение пропо-ведческой деятельности, произошла существенная трансформация системы церковного управления, которая превратилась в структуру исполнительной власти под миссионерской деятельностью понималось не только приобщение в лоно церкви неофитов, но и их национальная, культурно-языковая и религиоз-ная унификация. При этом активным проводником политики христианизации выступало само государство. Светская власть оказывала церкви всестороннюю поддержку, предоставляла неофитам определенные льготы и послабления за принятие государственной религии.

Необходимо разграничить понятия крещение – единовременный акт и хри-стианизация – длительный процесс приобщения к православной тради¬ции . Если во время существования «Новокрещенской конторы» (1731–1764 гг.) удалось добиться определенных результатов в крещении мусульман, то с их христианизацией возникли значительные трудности. Провал политики по то-тальной христианизации мусульманского населения и движение крещеных та-тар за возвращение в ислам вынудили церковное руководство сместить акцен-ты, направляя основной упор деятельности православных проповедников на лиц, которые уже давно считались православными христианами, но фактиче-ски оставались в вере своих предков. «Ново¬крещенами» в дореволюционной историографии было принято считать представителей коренных народов Среднего Поволжья, принявших право¬славие после первой ревизии 1722 г. Основная часть «новокрещеных» татар были предками лиц, подвергшихся на-сильственной христианизации в 30–50-е годы XVIII в. Несмотря на номиналь-ное принятие христианства, вплоть до второй половины XIX в. большинство «новокрещеных» татар продолжало считать себя мусульманами, в их обыден-ной и религиозной жизни практически отсутствовала православная религиоз-ная традиция. Другой группой крещеных татар были «старокрещены», при-нявшие православие вскоре после покорения Казанского ханства – во второй половине XVI – начале XVII вв. «Старокрещены» в религиозном отношении считались более привержены влиянию православия, уровень их исламизации был значительно ниже, чем у «новокрещеных» татар .
В данной работе под мусульманами подразумеваются лица официально и неофициально исповедующие ислам. Сложность определения четко очер-ченных конфессиональных границ, а часто и религиозной идентификации «номинальных» христиан требует выработки определенных критериев при оценке их конфессиональной принадлежности. «Неофици¬альными» мусуль-манами однозначно могут считаться лица, официально разорвавшие связи с православной церковью и исповедующие ислам (катего¬рия «отпавших»), а также те «номинальные» христиане, считавшие себя мусульманами, испол-нявшие основные положения исламского вероучения (тайно или открыто).
В XIX – начале ХХ вв. начинает активно развиваться «противо¬мусульманская» деятельность православной церкви, под которой нами по-нимается комплекс мер, направленных на противодействие усилению пози-ций мусульманской общины в регионе, нейтрализацию влияния ислама сре-ди «номинальных» христиан, деисламизацию и возвращение в православие неофитов-мусульман.
Объектом исследования является миссионерская деятельность Русской православной церкви (РПЦ) в отношении мусульман Среднего Поволжья в XIX – начале ХХ вв.
Предметом исследования выступает практическая реализация миссио-нерской политики, способы воздействия на мусульман с целью изменения их конфессиональной идентичности, методы нейтрализации влияния ислама в регионе.
Целью работы является анализ и всестороннее изучение миссионерской деятельности РПЦ в отношении мусульман Среднего Поволжья в XIX – на-чале ХХ вв.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотрение основных направлений религиозной политики Россий¬ского государства в отношение мусульман;
– анализ деятельности РПЦ, направленной на нейтрализацию влияния ис-лама среди «номинальных христиан»;
– показ эволюции методов миссионерской деятельности РПЦ;
– изучение развития миссионерских институтов в Среднем Поволжье;
– определение влияния православной церкви на мусульман.
Хронологические рамки исследования включают в себя период со вре-мени правления Александра I до падения самодержавия (1800–1917 гг.). Этот период в истории России характеризуется значительными изменениями в религиозной политике государства в отношении мусульман, постепенной либерализацией законодательства в вопросах вероисповедания, итогом ко-торой становится признание в 1905 г. права личности на относительную свободу совести. Кардинальные общественно-политические и социальные изменения, происходившие в стране, не могли не сказаться на системе мис-сионерских учреждений в Среднем Поволжье. Именно в данный период произошел качественный сдвиг в понимании целей и задач православной миссии, переход от административно-полицейских методов воздействия к более осмысленной христианско-просветительской деятельности. Рассмат¬ривая данный период в рамках эволюции системы православной миссии в Среднем Поволжье, имеет смысл разделить его на три хронологические час-ти, отражающие основные разделы исследования:
а) 1800–1850-е годы – создание устойчивой структуры «противо¬мусуль¬манской» миссии РПЦ, ее институализация и научная организация, форми-рование новых подходов христианского просвещения;
б) 1860–1890-е годы – введение новых христианско-просветительских ме-тодов в общую практику миссионерской деятельности РПЦ, становление и развитие системы Н.И. Ильминского;
в) 1900–1917-е годы – нарастание кризисных явлений в системе организа-ций «противомусульманской» православной миссии в Среднем Поволжье.
Территориальные рамки исследования включают в себя Казанскую, Симбирскую и Вятскую епархии. В этом регионе миссионерская деятельность православной церкви велась наиболее последовательно, оказывала опреде¬ленное влияние на мусульманскую общину. Здесь были созданы основные ин-ституты «противомусульманской» миссии, сыгравшие решающее значение в формировании православного миссионерства в Среднем Поволжье. Необхо-димо учитывать, что территории данных епархий первоначально не были идентичны территориям соответствующих губерний. До 1832 г. Казанская епархия включала в свой состав, кроме Казанской, территорию Симбирской и части будущей Самарской губерний. Окончательная унификация епархиаль-ных и губернских границ на данной территории произошла в 1851 г. после об-разования Самарской епархии и передачи ей из ведомства симбирского архие-рейства территории Ставропольского и Самарского уездов.
Степень изученности проблемы. Литература по теме исследования раз-нообразна по содержанию и неравноценна по научно-практической значи-мости. При анализе работ по данной проблеме имеет смысл разделить их на три части: 1) дореволюционные издания; 2) издания советского периода; 3) современные работы. Такая градация работ связана с тем, что для этих пе-риодов истории характерны различные подходы в освещении данной темы, разная политическая конъюнктура и идеологическая направленность.
Массовое возвращение крещеных татар в ислам в 1865–1868 гг. вызвало в русском обществе усиленный интерес к вопросам проповедческой деятель-ности среди мусульман. Появились работы, посвященные истории миссио-нерства, проблемам православной миссии. Наиболее активно разработкой данной проблемы занимались сами православные миссионеры, заинтересо-ванные в относительно объективном анализе деятельности РПЦ среди мест-ных народов. Активизация исследований в данном направлении произошла после открытия на базе Казанской духовной академии (КазДА) специальных миссионерских отделений (1854 г.), ставших крупнейшими научными цен-трами православной миссии. Особо ценны в этом отношении работы про-фессора «противомусульманского» отделения, известного миссионера, ис-торика православной миссии Е.А. Малова . Работы Е.А. Ма¬лова, ставшие одними из первых серьезных научных исследований по изучению христиа-низации коренных нерусских народов Среднего Повол¬жья, оказали заметное влияние на последующих авторов, занимавшихся данной проблемой.
Во многом переплетаются с трудами Е.А. Малова работы других представи¬телей казанской школы церковной истории: А.Ф. Можаровского , А. Хруста¬лева , в которых наряду с изложением хода миссионерской деятельности, на-шло отражение стремление авторов показать пагубность старых методов хри-стианизации и необходимость замены их на более осмысленные виды религи-озного просветительства. Существенным недостатком этих исследо¬ваний, как, пожалуй, и любой другой миссионерской литературы, является субъектив-ность в оценке фактов и подаче материала. Тем не менее, эти исследования не потеряли своего значения и являются одними из немногих обобщающих работ по проблеме утверждения православия в Казанском крае.
Отдельные аспекты деятельности церкви среди мусульман, нашли отра-жение в работах Н.И. Ильминского , П.В. Знаменского , И.П. Проко¬пьева , Н. Руновского . На примере истории переводов богослужебных книг авто-ры пытаются проследить эволюцию методов христианизации местных наро-дов. Признавая неудачными попытки активизации христианско-просветительской деятельности в первой половине XIX столетия, исследо-ватели пришли к выводу, что главными причинами низкой эффективности переводческой деятельности стала плохая научная организация православ-ной миссии, недостаточная разработанность и изученность языков местных народов, отсутствие системы подготовки миссионерских кадров.
Важную роль в научной организации православных миссий играли духов-ные учебные заведения. В работах И.А. Гвоздева , Е.А. Малова , А.А. Бла¬гове¬щенского , А.Ф. Можаровского , П.В. Знаменского , И.С. Бе¬р¬д¬нико¬ва , С.А. Терновского , И.М. Покровского , П. Вознесенского , К.В. Хар-ламповича , подчеркивается особое положение духовных учебных заведе-ний Казани (КазДА, Казанской духовной семинарии (КДС), Всероссийских миссионерских курсов (ВМК)) в синодальной образовательной системе Рос-сии. Организованные как христианско-просвети¬тельские центры восточной окраины российского государства, данные учебные заведения готовили кад-ры практически для всех миссионерских организаций Поволжского и Си-бирского регионов.
С 1860-х годов православные миссионеры начали широко использовать но-вые методы христианского просвещения, разработанные известным ученым, педагогом и миссионером Н.И. Ильминским. Жизнь и деятельность Н.И. Иль-минского , ввод его системы в общую практику миссионерской деятельно-сти рассмотрены в ряде работ дореволюционных исследователей. Данная те-ма довольно хорошо исследована в дореволюционной историографии. Это связано с тем, что после смерти Н.И. Ильминского вокруг созданной им сис-темы разгорелась ожесточенная полемика между ее сторонниками и против-никами, продолжавшаяся вплоть до 1917 г. Обе стороны для обоснования сво-их позиций привлекали материалы по истории развития системы, рассматри-вали ее эффективность в деле христианизации нерусских народов.
При работе над диссертацией были использованы труды дореволюционных авторов, посвященные истории РПЦ, в которых прослеживается правовое по-ложение православной церкви в Российской империи, ее влияние на политику государства по отношению к неправославному населению страны . Недоста¬точная разработанность истории местных епархиальных организаций в совре-менной историографии вынуждает акцентировать внимание на исследованиях дореволюционных авторов . Большой пласт необходимых сведений содер-жится в опубликованных биографиях руководителей местных церковных ор-ганизаций, оказывавших решающее значение на постановку проповедческой деятельности в регионе .
Важное значение для изучения данной темы, имеют работы известных та-тарских просветителей Ш. Марджани , И. Гаспринского , А. Баязитова , Р. Фахретдина . Суждения этих авторов заслуживают особого внимания, так как они выражают общую позицию прогрессивной части мусульман по данному вопросу. Оценивая деятельность православных миссионеров как серьезный дестабилизирующий фактор, оказывающий негативное влияние на межконфессиональную ситуацию в регионе, идеологи обновления му-сульманского общества выступали за активное противодействие росту ис-ламофобии в российском обществе, в значительной степени вызванной «противомусульманским» движением РПЦ.
Анализ дореволюционных работ показывает, что миссионерская деятель-ность РПЦ в отношении мусульман нашла значительное отражение в трудах исследователей. Несмотря на субъективность и во многом описательный ха-рактер, эти исследования заложили основу научного изучения данной про-блемы, накопив для этого необходимый исторический и источниковедче-ский материал.
В советский период произошло кардинальное изменение в оценке вопро-сов, касающихся религиозной тематики. Признавая за религией реакцион-ную роль в истории, исследователи начали исходить из догматического принципа, отрицающего любое ее позитивное влияние на жизнь общества. В то же время советская историческая наука отказалась от многих тенденци-озных установок, характерных для церковно-миссионерской литературы.
Надо отметить, что в трудах советских исследователей не нашла достойного отражения проблема межконфессиональных отношений, история взаимоотно-шений православия и ислама. Исключение составляет объемная статья А.Н. Гри¬горьева «Христианизация нерусских народностей, как один из мето-дов национально-колониальной политики царизма в Татарии» . В этом труде прослеживается конфессиональная политика прави¬тельства со второй полови-ны XVI до конца XIX столетия. Данная работа, хотя и не лишена некоторых штампов, характерных для советской историографии, является одним из самых основательных и развернутых трудов по исследуемой проблеме.
Вопрос о роли православных миссионеров в просвещении народов Повол-жья был исследован в трудах, посвященных изучению истории школьного об-разования нерусских народов России. Основополагающей в этой области ис-торических знаний стала книга В.М. Горохова , которая вплоть до конца 1980-х годов оставалась единственным монографическим исследованием по вопро-сам становления и развития системы Н.И. Ильминского. Автор проанализиро-вал деятельность сети миссионерских учебных заведений, уровень подготовки учащихся, общую педагогическую направленность миссионерских образова-тельных учреждений. Высоко оценивая просветительскую деятельность Н.И. Иль¬минского, В.М. Горохов тем не менее считал, что она была направле-на, в первую очередь, на русификацию и христианизацию коренного населе-ния края. В трудах А.Ф. Эфирова , Я.И. Ханбикова , Н.П. Прусс , Т.Г. Чек-меневой была продолжена данная традиция, при этом авторы, обращая вни-мание на миссионерские учебные заведения, не уделяли должного внимания их влиянию на укрепление православной религиозной традиции среди местно-го населения.
Изменение в политической ситуации в стране в конце 1980-х – начале 1990-х годов, рост национального самосознания народов Среднего Повол-жья выразились в усилении интереса к национальной истории местных на-родов. В рамках изучения истории национального движения, политики са-модержавия по отношению к нерусскому населению края местные исследо-ватели стали обращать пристальное внимание на развитие миссионерской деятельности РПЦ . В работах С.Х. Алишева , И.К. Загидуллина , Ю.М. Иво¬нина , Н.С. Попова сделаны первые шаги к объективному ана-лизу политики христианизации в регионе.
В постсоветский период появились труды, посвященные истории рели-гиозной и национальной политике российского государства в отношении мусульман Среднего Поволжья. В исследованиях профессора Е.А. Виш-ленковой , посвященных религиозной политике в период правления Александра I (1800–1825 гг.), нашла отражение проблема выстраивания государством новых отношений с подданными различных вероисповеда-ний, в том числе и мусульманами. Более общий характер имеет диссерта-ционная работа А.К. Тихонова , в которой прослеживается политика пра-вительства в отношении католиков, мусульман и иудеев в последней чет-верти XVIII – начале XX вв. На примере отношения государства к этим конфессиям автор пытается проследить общие тенденции в религиозной политике самодержавия к неправославным религиозным группам в импе-рии. Конфессиональной политике государства в отношении коренных на-родов Среднего Поволжья в XIX в. просвещены работы И.Н. Кириллова и Н.Н. Кадырметовой . При анализе государственной политики оба ис-следователя затрагивают отдельные аспекты миссионерского движения РПЦ среди татарского населения региона, впрочем, не уделяя ей доста-точно полного внимания.
В последнее время появилось несколько фундаментальных исследований, посвященных истории православных и мусульманских религиозных орга-низаций отдельных регионов Поволжья и Сибири. Данные труды имеют осо-бое значение для анализа состояния религиозных институтов в рассматривае-мый период, их влияния на развитие проповедческого движения в регионе.
Большой фактический материал о политике христианизации, методах ут-верждения местных народов в православии, религиозной политики государ-ства во второй половине XVI–XVIII вв. содержится в работах Д.М. Мака¬рова и Ф.Г. Ислаева . Эти исследования позволяют значительно расши-рить представление о миссионерской политике церковно-самодер¬жавной власти, скорректировать ошибочные суждения и тезисы, представленные в трудах дореволюционных и советских исследователей.
Существенное значение в уточнении юридического и социального поло-жения «неофициальных» мусульман из крещеных татар, их этнического и конфессионального самосознания имеет монография В.А. Кобзева . На ма-териале Симбирской губернии автор освещает ход движения за возвращение в ислам крещеных татар, методы борьбы с «отпадениями» во второй поло-вине XIX – начале ХХ вв.
Новый взгляд на развитие православного духовного образования в Среднем Поволжье в XIX – начале XX в. дается в ряде работ современных авторов. В диссертационном исследовании А.В. Журавского , посвященном изуче¬нию истории КазДА, затрагивается проблема подготовки здесь миссионерских кад-ров, научной организации православной «противомусульманской» миссии. Особую значимость этой работе придает тот факт, что исследуемый автором период в истории КазДА (с 1880 годов до 1920-х годов) в связи с целым рядом объективных причин, остался вне рамок научных интересов как дореволюци-онных, так и советских ученых. В монографии Р.Р. Исхаковой , посвященной педагогическому образованию в Казанской губернии, нашла отражение про-блема становления в пореформенный период в Поволжском регионе сети об-щеобразовательных православных духовных заведений (церковно-приходских школ и школ грамоты).
Впервые объектом специального изучения становится развитие востокове-дения и исламоведения в синодальных учебных заведениях Казани. Первым комплексным исследованием в данной области становится работа Р.М. Ва¬леева . Автором была подчеркнута важная роль миссионерской школы ориен-тализма, активно развивавшейся в КазДА во второй половине XIX в., в разви-тии научных знаний о странах Арабского Востока и ислама. Большой вклад в объективный анализ роли казанской миссионерской школы исламоведения, в определение ее места в российской востоковедческой традиции были внесены Е.В. Колесовой , И.Л. Алексеевым , М.З. Хабибуллиным .
В рамках изучения становления православной религиозной традиции сре-ди коренных народов Среднего Поволжья чувашские, марийские, удмурт-ские, мордовские, кировские, пермские ученые уделяют пристальное внима-ние исследованию проблем развития православного проповедчества . За по-следнее время появилось множество диссертационных исследований, по-священных христианизации нерусских народов региона, в которых по-разному оцениваются роль РПЦ в истории народов Среднего Поволжья, ее влияние на их национальную культуру и менталитет .
Свое видение проблемы христианизации татарского народа дается в рабо-тах кряшенских публицистов . В отличие от исследований представителей официальной татарской исторической школы, в этих работах существует тенденция идеализации миссионерской деятельности, нивели¬руются отри-цательные стороны политики христианизации.
Большой интерес представляют работы зарубежных исследователей, по-священных религиозной политике государства в отношении нерусских на-родов России. Надо отметить, что современная западноевропейская руси-стика (в первую очередь американская) сделала значительный, качествен-ный шаг в изучении межконфессиональных отношений в Российской импе-рии. Особо хочется выделить исследования П. Уерета, Р. Джераси. Моно-графия П. Уерета , в основе которой лежит его диссертационное исследова-ние , посвящена проблеме эволюции религиозной политики правительства и РПЦ в отношении коренных народов Среднего Поволжья (1827–1905 гг.). На материале Вятской (проповедческая деятельность среди местных марий-цев) и Казанской губернии (среди татарского населения) П. Уерет освещает основные направления миссионерского движения церкви в регионе, процесс «отпадения» в ислам и язычество, методы борьбы с этим движением. Для данной работы характерны широкие теоретические обобщения, не всегда бесспорные, а часто не выдерживающие научной критики.
Значительное расширение представлений по данной проблеме, ее теоретиче-ское переосмысление происходит в книге другого американского исследовате-ля Р. Джераси . Основное место в его работе занимает проблема изменений этноконфессионального самосознания коренных народов Среднего Поволжья вызванных деятельностью православных миссионеров (вторая половина XIX – начало XX вв.). Большое значение в укреплении православной традиции автор придает развитию конфессионального образования, введению в миссионер-скую практику системы Н.И. Ильминского.
Следует также выделить монографию турецкого историка С.С. Горкоз, по-священную известному миссионеру Е.А. Малову . Работа С.С. Горкоз являет-ся первой попыткой комплексного изучения жизни и деятельности одного из главных идеологов православной «противомусульманской» миссии, его влия-ния на становление миссионерского исламоведения в Казани, научной органи-зации проповедческой деятельности среди мусульман.
В целом проанализированный материал позволяет сделать вывод, что данная проблема поднималась в работах многих исследователей, но не на-шла полного и всестороннего освещения в историографии. Наблюдается не-равномерность изучения отдельных аспектов миссионерской деятельности. Часто акцентируя внимание на наиболее «красочных» событиях, многие ученые не обращают должного внимания на важные с научной точки зрения факты, недооценивая их значимость для раскрытия темы. Практически от-сутствуют работы обобщающего характера, посвященные комплексному ис-следованию миссионерского движения РПЦ среди мусульман в XIX – нача-ле ХХ вв., раскрывающие непосредственные результаты деятельности пра-вославных проповедников. Недостаточная разработанность, связана с неод-нозначной позицией ученых. Это вызывает необходимость проведения ком-плексного анализа проблемы.
Источниковую базу исследования составляют опубликованные и архив-ные материалы. Следует выделить следующие группы источников: 1) зако-нодательные акты, уставные документы и положения, ведомственные цир¬куляры и распоряжения; 2) документы делопроизводства; 3) ежегодные от-четы Св. Синода и других религиозных, в том числе миссионерских органи-заций; 4) статистические данные; 5) источники личного происхождения;
6) миссионерская литература (включая и публицистические произведения); 7) материалы периодической печати.
Наиболее важные законодательные акты, раскрывающие основные на-правления религиозной и национальной политики русского государства, вошли в кодифицированный сборник «Полное собрание законов Российской империи» (ПСЗ) . Более специализированный характер имеет «Полное соб-рание постановлений и распоряжений по ведомству православного испове-дания Российской империи» (ПСПР) , предназначенный для законодатель-ного регулирования вопросов православной церковной организации. Боль-шой интерес представляют законодательные акты о введении в России основ веротерпимости (1903–1905 гг.) .
Большой комплекс подзаконных актов содержится в местной церковной периодической печати («Известия по Казанской епархии» (1867–1918 гг.), «Вятские епархиальные ведомости» (1865–1918 гг.) и «Симбирские епархи-альные ведомости» (1868–1918 гг.)). В «официальной части» данных изда-ний публиковались указы местного епархиального руководства, касающиеся утверждения православия среди местных народов, меры к улучшению про-поведческой деятельности и др.
Уставные документы представлены «Сводом учреждений и уставов управления духовных дел иностранных исповеданий христианских и ино-верных» , уставами церковных и миссионерских организаций , подзакон¬ные акты – циркулярными указами Св. Синода (1867–1900 гг.) , постанов-лениями Министерства народного просвещения и распоряжениями мест-ных архиереев.
Документы делопроизводства представлены архивными материалами, из-влеченными из фондов Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), Государ¬ственного архива Кировской области (ГАКО).
В фондах Казанской, Симбирской, Вятской духовной консистории (НА РТ ф.4; ГАУО ф.134; ГАКО ф.237) были рассмотрены рапорты церковно¬служителей о принятии мусульманами православия, постановления Св. Сино-да и консисторий, переписка последних с органами светской власти относи-тельно перехода в ислам «номинальных» христиан. Данный комплекс источ-ников раскрывает внутреннее состояние православных приходов со смешан-ным этноконфессиональным составом, механизмы религиозного воздействия на местное население, процесс взаимодействия православной и мусульманской конфессий в Среднем Поволжье, участие православной церкви в процессе ре-гулирования количества мусульманских культовых сооружений.
В делах фондов канцелярий Казанского, Симбирского, Вятского губерна-торов (НА РТ ф.1; ГАУО ф.76; ГАКО ф.582), Казанской палаты государст-венных имуществ (НА РТ ф.91) нас прежде всего интересовали материалы (ведомости, отчеты, переписка с духовной консисторией и епархиальными архиереями, распоряжения правительства и губернских властей), позволяю-щие судить о мерах борьбы против «отпадений», формах сопротивления ме-стного населения насильственной христианизации, сотрудничестве светской и духовной власти в борьбе с распространением ислама среди «номиналь-ных» христиан.
Фонды Казанского и Симбирского губернских правлений (НА РТ ф.2; ГАУО ф.88), Казанской судебной палаты (НА РТ ф.51), Симбирской палаты гражданского и уголовного суда (ГАУО ф.117) содержат сведения о судеб-ных делах, заведенных против «уклонившихся» в ислам, борьбе органов светской власти против роста политической и религиозной активности му-сульман, материалы о запрете строительства мечетей в поликонфессиональ-ных районах Среднего Поволжья.
В фондах Казанской духовной академии (НА РТ ф.10), Правления Мос-ковской духовной академии (НА РТ ф.11), Казанской и Симбирской духов-ных семинарий (НА РТ ф.116; ГАУО ф.81), Казанской центральной креще-но-татарской школы (НА РТ ф.319) отложились документы, позволяющие проанализировать уровень подготовки православных проповедников в ду-ховных учебных заведениях Среднего Поволжья, значение и роль конфес-сиональных образовательных учреждений в христианско-просветительской деятельности в Среднем Поволжье.
Архивные документы фондов Попечителя Казанского учебного округа (НА РТ ф.92), Директора народных училищ Казанской губернии (НА РТ ф.160) содержат сведения о практической реализации миссионерско-прос¬вети¬тельских разработок Н.И. Ильминского и его последователей в школь-ном деле. Здесь отложились делопроизводственные материалы (переписка, отчеты и ведомости) раскрывающие состояние миссионерских школ «Брат-ства святителя Гурия» и Православного миссионерского общества, числен-ности и национальном составе учащихся.
Большую научную ценность представляют всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Св. Синода (1837–1910) , в которых освещаются ежегодные ус-пехи православных миссий в области «противомусульманской» деятельно-сти. Нами также были использованы ежегодные отчеты «Братства св. Гу-рия» (1868–1914 гг.) , «Переводческой комиссии» (1892–1915 гг.) , «Пра-вославного миссионерского общества» (1870–1905 гг.) и его поволжских комитетов (1870–1905 гг.) , казанских епархиальных «противомусульман-ских» и «противоязыческих» миссионеров (1903–1914 гг.) , представляю-щие большой интерес для всестороннего анализа состояния миссионерского дела в регионе во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Статистические данные делятся на несколько групп. Материалы церковной статистики представлены «всеподданнейшими» отчетами обер-прокурора Св. Синода (1837–1910 гг.) , в которых отложились сведения о количестве кре-стившихся мусульман по всем российским епархиям. Данные о динамике чис-ленности крещеных татар и «отпавших» в ислам за период с 1860 по 1910 гг. можно почерпнуть из работ Е.А. Малова , Н.В. Николь¬ского , составленные на основе метрических книг и исповедных ведомостей крещено-татарских приходов. В то же время при работе над этими данными требуется критиче-ский подход. Необходимо учитывать, что церковная статистика не всегда объ-ективно фиксировала конфессиональную принадлежность «номинальных» христиан. Более точные сведения о численности «неофициальных» мусульман и их расселении содержатся в статистических данных уездных полицейских органов и губернских статистических комитетов, фиксировавшихся в прило-жениях к ежегодным всеподданнейшим отчетам местных губернаторов . Спи-ски населенных мест и календари по Казанской , Вятской , Симбирской гу-берниям позволяют отслеживать расселение мусульман и христиан по селе-ниям, уточнить наличие в них богослужебных зданий. Наиболее полные све-дения о численности конфессиональных групп в губерниях Среднего Повол-жья в конце XIX в. содержаться в погубернских тетрадях Первой всеобщей пе-реписи населения Российской империи (1897 г.) .
Из источников личного происхождения в работе были использованы вос-поминания Н.П. Остроумова , дневники С.А. Багина , В. Тимофеева , ме-муары И.Я. Яковлева , переписка М.А. Машанова . Воспоминания совре-менников позволяют увидеть проблему глазами непосредственных участни-ков событий, оценить их личный взгляд на те или иные вопросы развития христианского просвещения. Переписка Н.И. Ильминского с многочислен-ны