Кряшенская Духовная Миссия
Судьба малочисленного народа в современной России

Судьба малочисленного народа в современной России

Судьба малочисленного народа в современной России

Возможно, далеко не все слышали о так называемых кряшенах. Многие предпочитают их называть крещеными татарами, которые за счет отмежевания от массы татар-мусульман, настолько обособились, что их можно было бы считать отдельной нацией или этноконфессиональной группой. Большинство кряшен предпочитают не называть себя татарами, а именовать именно кряшенами. Особенно это было заметно во время проведения переписи 2002 г.

 

Существует суждение, что нельзя делить различные подгруппы единого татарского народа на новые нации. Сами же кряшены старательно пытаются доказывать, что они – не этноконфессиональная группа в составе татарского народа, а отдельная нация. До 1917 г. кряшены развивались вполне автономно, но после революции советским правительством велась политика слияния кряшен и остальных татар. Сегодня правительству Республики Татарстан обособление кряшен, также крайне не выгодно, так как в этом случае численность татарского народа значительно уменьшится и тогда националистические амбиции отдельных политических лидеров Татарстана придется заметно сократить. Поэтому кряшен отказываются признавать отдельной нацией. Сами же они писали патриарху и президенту, убеждая их, что кряшенская проблема требует к себе более серьезного отношения.

Основная часть кряшен проживает на территории Республики Татарстан и Башкортостан, более мелкие поселения существуют и в других регионах России. Как правило, кряшены имеют русские фамилии и имена, хотя произношение известных нам имен у них происходит на свой манер. Говорят они на языке, который очень близок к татарскому, иногда его называют диалектом, но многие кряшены настаивают на том, что их язык вполне самостоятелен. Во всяком случае, несомненно, что язык кряшен более архаичен, чем татарский и в большей степени сохранил древние тюркские слова, тогда как нынешний татарский язык в результате влияния ислама был значительно обогащен фарсизмами и арабизмами, которые у кряшен отсутствуют.

По общепринятой версии кряшены это татары, которые были крещены после завоевательных походов Ивана Грозного. Практически несомненно, что большая часть предков современных кряшен была крещена в XVI-XVII вв., также, несомненно, что эта часть была коренным населением Казанского ханства. Однако уже довольно давно стоит вопрос о религии кряшен до их христианизации. Если говорить о них как о части татарского этноса, то, вероятно, следовало бы признать, что раннее они исповедовали мусульманство. Вместе с тем не в их языке, ни в культуре не обнаруживается следов ислама, которые должны были бы сохраниться. Из сказанного можно сделать вывод, что предки кряшен были либо крайне слабо исламизированными, либо их происхождение вообще следовало бы отделить от татарского. Вероятней всего большая часть предков современных кряшен раннее ислам не исповедовала, и их религия была близка к шаманизму. У некоторых кряшен можно сегодня обнаружить следы тюркского язычества. Есть все основания считать, что если какая та часть кряшен и исповедовала раньше ислам, то не подавляющая.

Сами же кряшены говорят, что они были христианами еще до Ивана Грозного, и этому есть реальные исторические подтверждения.

Существуют вполне достоверные сведения о святом из Волжской Булгарии (нынешний Татарстан) XIII века Авраамии. Он был достаточно богатым человеком, но, увидев в исламе, как ему казалось, некую неполноту обратился к христианству, а позже возглавил христианскую общину. Авраамий вел усиленную проповедническую деятельность, что не нравилось некоторым ортодоксальным мусульманам, которые решили его убить. Житие Авраамия – явное свидетельство существования христианских общин на исламских землях Поволжья до Ивана Грозного, но житием Авраамия эти доказательства не исчерпываются.

Конечно, и до массовой христианизации кряшен, и в первые века после нее, их христианство имело характер народной религии, сочетавшей в себе языческие элементы. Важнейшим событием в истории кряшен можно считать перевод на их язык Священного Писания и православного богослужения, выполненный Николаем Ивановичем Ильминским (1822-1892 гг.). Он родился в семье священника, и закончил Казанскую Духовную Академию, владел различными восточными языками, прекрасно знал арабский, персидский и тюркские языки. Николай Иванович видел в кряшенах подлинных христиан, которые жили в своем тесном мире, и развивались по своим законам.

Кряшены долгое время жили со своим пониманием христианства, но в их истории не было человека, который не руша их традиционного уклада, смог бы направить жизнь и религиозность этого народа в нужное русло. Иными словами кряшенам не хватало своего Апостола, и именно таким апостолом стал для них Николай Ильминский. Сегодня многие кряшены, помня о своей древней христианской культуре, помнят также, что именно благодаря Ильминскому они смогли сохранить свою самобытность, не смешавшись с русскими и оставаясь в рамках христианской религии.

Культура и обычаи кряшен весьма интересны и своеобразны. Большинство их праздников связаны с христианским календарем, однако, традиции празднования имеют, несомненно, древнетюркские корни, которые органично вошли в христианские традиции.

Большой интерес у этнографов сегодня вызывает самобытность уклада жизни кряшен и их национальная одежда. Кряшены всегда жили и продолжают жить по своим законам, говоря на своем языке, отмечая свои праздники, почитая своих наставников и поэтов.

Кто же такие кряшены для нас? Этноконфессиональная группа в составе татарского народа, или же отдельный народ со своей историей и культурой? Кряшены предпочитают не именовать себя татарами, их самоназвание – для них этноним. Совершенно очевидно, что культура кряшен заметно отличается от культуры татар, их объединяют только общие древние тюркские праздники, такие как Навруз, Сабантуй, а свадебные и похоронные традиции совершенно иные.

Кряшен вполне можно считать отдельным народом. Но многие обвиняют их в том, что они отрекаются от татарского народа, опираясь лишь на религиозный фактор. Кряшены же настаивают на том, что они не от кого не отрекаются, просто они другой народ. В любом случае, разделение этносов по религиозному фактору не такой уж редкий случай. Например, пакистанцев и индийцев разделяет только религия – у одних ислам, а у других индуизм. Тоже и в отношении сербов и хорватов – православные и католики.

А теперь я попытаюсь ответить на два, вопроса, которые вероятно могли возникнуть при чтении этой статьи:

  1. Если кряшены, это народ, то неужели не существует такого понятия как крещеный татарин? Разумеется, таковые были, только если взглянуть внимательней, выясняется, что большинство крещеных татар (выходцев из ислама) в дальнейшем или вернулись в ислам, или обрусели, например Юсуповы, Строгановы, Урусовы.

  2. Если кряшены, это этнос, то могут ли современные крестившееся татары именовать себя кряшенами? Вероятно, и да, и нет. Есть разница между людьми крестившимися сегодня, и теми, чьи предки исповедовали христианство. При желании современному крещеному татарину ничто не мешает приблизиться к культуре и традициям кряшен. Но поскольку предки такого человека раннее исповедовали ислам, то для приближения к культуре кряшен ему придется приложить определенные усилия, которые не нужны человеку выросшему в традиционной кряшенской семье. Опыт показывает, что большинство крещеных татар предпочитает быть просто православными христианами и не хочет отягощать себя изучением обычаев кряшен, традиции которых не только христианские, но также просто народные. Ведь все же, кряшены, это другой народ, а их самоназвание – этноним.