Усачева Гузель Борисовна, аспирант
Казанского государственного университета, кафедра этнографии и археологии.
Настоящий доклад подготовлен на базе материалов собранных автором летом нынешнего года в населенных пунктах, которые являются традиционным местом проживания татар-кряшен и татар-мишар. Нами были исследованы населенные пункты: д.Кряш-Серда, Пестричинского района Татарстана и д.Сухие Курноли Алексеевского района. На наиболее интересных сведениях, полученных нами от информаторов я хотела бы остановиться.Нами был зафиксирован в двух вариантах, уникальный архаичный ритуал, известный в этнографической науке, как обряд "перепекания". Первым информатором была 84 летняя жительница Пестричинского района д.Кряш-Серда. Она рассказала, что один из ее сыновей в раннем детстве тяжело заболел и его физическое развитие прекратилось - он перестал расти. И тогда по поучению своей свекрови, мать ребенка пригласила деревенскую знахарку и та провела следующий обряд. Она раздела ребенка до гола, посадила его на лопату для хлеба и отправила в слегка разогретую печь на несколько минут.
Эту процедуру она повторила 3 раза, после чего ребенка искупали прямо в избе. Вспомнить название обряда информатор не смогла, но она точно помнит, что этот обряд проводили в редких случаях болезней детей, связанных с отставанием в физическом развитии.Подобный обряд автором был зафиксирован и со слов 64 летней уроженки Алексеевского района д.Сухие-Курнали. Она помнит, что при неизлечимых болезнях у малолетних детей (яшь бала) применялось крайнее средство "чулмяк утырту" (дословно ставить горшок в печь). Делалось следующее: приглашалась деревенская знахарка, которая раздевала ребенка до гола сажала его на лопату в определенной позе (голову ребенок должен был расположить между ног - кэкряеп) и помещали его в растопленную печь на пару минут. Все действо сопровождалось молитвами, которые читала знахарка, проводившая обряд.
Этот древний ритуал был распространен в Поволжье и центральных южно-русскихгуберниях. Наиболее распространенное русское название обряда "перепекание", отлагола перепекать, допекать, запекать. Обряд, под этим названием, был разобран А.Л.Топорковым в его работе "Перепекание" детей в ритуалах и сказках восточных славян".1) Смысл обряда в том, что грудного ребенка кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Обычно так поступали с младенцами больными рахитом или атрофией, а согласно народной терминологии, собачьей старостью или сухотами, т.е. болезнями ведущими к истощению детского организма. Надо отметить, что в случае с респонденткой из д.Кряш-Серда ребенок также болелболезнью, в следствии которой прекратилось нормальное физическое развитие ребенка.
В ряде сообщений отличает Топорков А.Л. ритуал осуществлялся иногда и при других болезнях, например при гриппе; в некоторых местах Владимирскойгубернии перепекали, всех детей непосредственно после родов. Несмотря на простоту ритуала, его символика достаточно сложна и многозначна.Согласно большинству описаний, главной целью ритуала было сжигание болезни: "Собачья старость, перепекись в печи". Респондентка из Алексеевского района предположила, что смыслом обряда было вызвать сильный испуг у ребенка, и тогда по ее мнению в ребенке должны были бы проснуться силы, чтобы побороть болезнь.
Однако, по мнению исследователя А.Л. Топоркова, эти мотивировки ритуала, относятся к поверхностному уровню его семантики. Более глубокий уровень определяется символическими отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появление ребенка на свет: его как бы возвращают в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. Также предполагается Топорковом А.Л., что печь символизировали не только чрево матери, но и загробный мир, отправление в печь - временная смерть. В случае с названием обряда проводившегося у татар-мишар, чулмяк-утырту (глиняный горшок), то например в Харьковской губернии под кровать родильницы ставят на 40 дней новый, опрокинутых дном вверх горшок; т.о в течении этого времени роженица считается "пустой".2) Можно предполагать, что название обряда у татар-мишар (дословно—ставить глиняный горшок в печь), имело тот же смысл. Полный горшок, - это утроба материи с не родившимся еще ребенком.По сообщению из Керенского уезда Пензенской губернии, слабого и сухощавого ребенка "не допекшегося" в утробе матери", старухи знахарки "перепекают" в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым". Таким образом исследователь Топорков А.Л. видит три символических значения этого обряда: 1) повторное "выпекание" ребенка уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба, и одновременно символизирующей женское чрево; 2) временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируемое печью и его второе рождение; 3) временную смерть ребенка, его пребывание в ином, символизируемом печью, и возвращение в этот мир.
Амбивалентное значение печи и одновременно как символ женского чрева и загробного мира подтверждается фольклорными данными.3)Сажание в печь ребенка как средство народной медицины широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы. Во многих случаях ребенка засовывали в печь именно на лопате (поляки, немцы, румыны, венгры).В работе Топоркова А.Л. также найдены прямые терминологические пересечения между ритуалом "перепекания" и сказкой о мальчике и бабе Яге. Эпизод заключается в следующем: Ребенок (Иванушка, Жихарка, Филюшка) попадает в дом к бабе Яге, которая поручает, своей дочери изжарить его: "Дочь истопила жарко печку, взяла, связала Филюшку и положила на лопату, и только хочет пихнуть его в печку - он упрет до упрет в чело ногами. "Те не так, Филюшка!" — сказала дочь Яги Бурой. "Да как же? - говорит Филюшка - Я не умею" - Вот как, пустика, я тебя научу!" - и легла на лопату, как надо, а Чуфиль — Филюшка был малый не промах: как вдруг сунет ее в печь и закрыл заслоном крепко -накрепко!"4)Надо сказать, что Топорков А.Л. опираясь на раннее проведенные исследования делает следующее заключение, что "с психологической точки зрения переосмысление ритуала в сказке можно объяснить как его инвертирование с точки зрения ребенка. Легко представить, что именно таким образом мог бы описать "перепекание" ребенок лет 4-5: баба-знахарка хотела засунуть мальчика на лопате в печь, а тот обманул ее и саму отправил в огонь.Сказку о мальчике и ведьме (убыр карчигы) знают и респонденты Алексеевского района вариант почти ничем не отличается от выше упомянутого (в рассказе отсутствует дочь ведьмы).
В результате нашего исследования не было выявлено знание обряда "перепекания" другими этнографическими группами татар. И трудно предположить истинную причину возникновения этого обряда у мишар и крещенных тарар так как обряд изучен только среди русского населения Поволжья. Изложенное выше на наш взгляд дает основания чтобы считать татар-кряшен особой субъэтнической группой, и приведенные мной эмпирические данные подтверждение тому.
Использованная литература:
1) В кн.: Фольклор и этнографическая действительность. В сб.: Наука, 1992 г.
2) Байтурин А.Н. "Ритуал в традиционной культуре" В сб.: Наука, 1993 г.
3) См.: Топорков А.Л. "Перепекайте" детей.
4) Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Ленинград, 1974 г. -174 с.