Р.Ю.Беляков, Аппарат Президента РТ
Крах монархии, начавшийся кризис православия как в недавнем прошлом официальной религии стало этапным событием в истории общественного движения кряшен. Долгое время эта этноконфессиональная группа испытывала на себе самое серьезное влияние государственного аппарата старого режима и консервативного духовенства, которые использовали разницу веры, письменности, различия в культуре и быте татар-мусульман и татар-христиан для усиления своего политико-идеологического влияния в их среде. Самодержавный официоз поддерживал концепцию самостоятельного кряшенского народа, которая в советский период получила не совсем удачное с исторической и логической точек зрения название «псевдонационализма».В течение 1917 года клерикальные лидеры кряшен во главе с епископом Андреем, священниками Егоровым, Романовым постепенно стали утрачивать былое абсолютное влияние. Даже в их оплоте в Центральной крещенно-татарской школе постепенно тон начали задавать либеральные деятели во главе с профессором Никольским, которые в основном объединились в редколлегию книги «История кряшенского народа»и «Национальное общество кряшен».
В декабре 1917 года в селе Бурды Мензелинского уезда состоялся съезд кряшен. На нем была фактически учреждена национально-культурная автономия под ставшим модным названием «совет». Однако главным отличием избранного совета являлась его экстерриториальность. Под влиянием консерваторов было принято обращение к Патриарху Тихону и митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу с предложением установить должность викарного епископа по делам "«новокрещенцев".Под влиянием социалистических идей, революционных событий 1817 года в среде кряшен стало развиваться революционно-демократическое движение. Его костяк составили бывшие солдаты первой мировой войны Н.Петров, П.ратников, В.Тимофеев, Ю.Карбышев. Именно они образовали кряшенскую секцию Мензелинского уездного совета, опираясь на которую советская власть парализовала, а затем ликвидировала «национальный совет» в Бурдах.В июле 1919 года был создан кряшенский подотдел при губернском отделе по делам национальностей, а в январе 1920 года – Центральный кряшенский отдел (ЦКО) при Наркомнаце РСФСР. Эти события ознаменовали окончательную победу революционного направления кряшенского общественного движения. При Татарском обкоме РКП(б) была образована секция коммунистов-кряшен.Однако и в рамках советских и коммунистических организаций сохранялись тенденции пропаганды так называемого «псевдонационализма».
На первом общекрященском съезде в Казани (июль 1920 года) в выступлениях заведующего ЦКО при Наркомнаце П.Зубкова и заведующего кряшенским подотделом Наркомпроса ТАССР Н.Крючкова говорилось о кряшенах как о «свободной самостоятельной нации», было принято решение «просить центральные органы выделить кряшенский народ в особую административную единицу» (1), а также переименовать ЦКО в «Высшую коллегию по делам кряшен РСФСР.Протест сторонников культурного сближения с татарами, высказанный Н.Петровым, остался без одобрения большинства делегатов.Все это заставило власти принять меры политического и организационного характера. П.Зубкова заменили М.Михайловым. Был смещен со своего поста и Н.Крючков (в 1922 году обоих направили на низовую работу в районы). В марте 1921 года состоялся I областной съезд коммунистов-кряшен, на котором было заслушены доклады ЦКО, секции при Татаобкома РКП(б), издательства, подотдела при НКпросе ТАССР.
На съезде была дана негативная оценка «псевдонационализму», высказано стремление начать процесс культурного сближения с татарами-мусульманами. В то же время в резолюции было отмечено, что «до тех пор, пока кряшены не подвергнутся ассимиляции со стороны татар и русских, необходимо в широком масштабе развить кульутрно-просветительскую и политическую работу среди кряшен на родном языке, при помощи издания книг, брошюр с употреблением русского шрифта» (2). По резолюции съезда деятельность ЦКО была прекращена. В 1922 году специальная комиссия Татарского обкома РКП(б) в составе М.Ендакова, Г.Мансурова и И.Мещерякова высказалась за возможность и желательность слияния кряшен с татарами, однако призвала к осторожному подходу при реализации этой задачи.Крупным шагом на этом пути стало принятие на областной конференции коммунистов-кряшен резолюции «О реализации татарского языка», которое предусматривало распространение на кряшен арабской графики.Принципиальные установки на стирание этноконфессиональных особенностей кряшен далеко не всегда встречались с энтузиазмом. Многими принятие арабского шрифта рассматривалось как регресс, искусственное навязывание ислама. В ряде мест излишнее административное рвение натолкнулось на такие проявления недовольства как написание коллективных жалоб, бойкот отдельных мероприятий.
В целом партийно-государственному аппарату в работе с кряшенами явно не хватало гибкости. В условиях острой борьбы группировок внутри республиканского руководства, немалого влияния национал-коммунизма на официальную идеологическую линию кряшенам не смогли объяснить, что пресловутое «слияние с татарами» не означает признания второсортности их письменности, нивелировки их кутурно-бытовых особенностей, ускоренной ассимиляции, одним словом, ущемления их прав, а направлено на преодоление сложившегося негативного стереотипа отношений внутри одной нации. Поэтому у некоторых кряшен сложилось парадоксальное мнение, что правящая партия их насильственно исламизирует ( на фоне первого масштабного наступления на религию, предпринятого в конце 10-начале 20-х годов ХХ века это мнение выглядело особенно курьезно). В результате осознания этого власти время от времени шли на определенные уступки. В ноябре 1925 года бюро обкома РКП(б) своим постановлением, осудив перегибы по директивному обеспечению единства татарского народа, одобрило меры по распространению на кряшен налоговых льгот, расширению сети учебных заведений, изданию учебников, расширению участия кряшен в кооперации, развитию женского движения и др.
В целом период первых лет после ликвидации в России монархии оказался для кряшен весьма важным, хотя и неоднозначным. С одной стороны, их общественное движение вышло на новый уровень. С другой стороны, процесс развития советской модели решения национального вопроса, антирелигиозная направленность внутренней политики коммунистической партии означали образование новых проблем для данной этноконфессиональной группы.
1. ЦГА ИПД РТ.- Ф.15.- Оп.1.- Д.1279, л.29.
2. ЦГА ИПД РТ.- Ф.15.- Оп.1.- Д. 434, л.56.