Сизов Дмитрий, диакон.
Наше исследование посвящено кряшенскому поэту, священнику, жившему во второй половине XIX века, Иакову Емельянову. Иаков Емельянов был знаком с известным миссионером Николаем Ивановичем Ильминским и заведующим Центральной крещено-татарской школой священником Василием Тимофеевым.
В свое время он был широко известен в кряшенской среде благодаря двум сборникам стихов, вышедшими в свет в 1879 и 1888 годах под названием «Стихи на крещено-татарском языке». Татарской общественности творчество о. Иакова становится известным с 1935 года, когда некоторые его стихи, созвучные духу того времени, публиковались в журнале «Совет әдәбияты» («Советская литература»).
Краткая биография о. Иакова после его смерти впервые публикуется редакцией журнала «Православный собеседник» в издании 1896 года под названием «Письма Н.И.Ильминского к крещеным татарам». Однако о его творчестве в этом издании упоминается лишь вскользь.
Творчество Емельянова было впервые исследовано советским ученым М. Х. Гайнуллиным и включено в хрестоматию по татарской литературе XIX века для высших учебных заведений. Хрестоматия претерпела разные годы издания, начиная с 50-х годов. В ней приводится биография поэта, составленная М.Х. Гайнуллиным по рукописным трудам А.Н.Григорьева. Следует отметить, что биография содержит небольшую, но серьезную неточность. В биографии отмечается, что о. Иаков учился в Казанской духовной академии, чего не могло быть, так как он не имел семинарского образования. Кроме того, М.Х. Гайнуллин подходит к творчеству о. Иакова с точки зрения советских ценностей. Гайнуллин считает священническую деятельность Емельянова его заблуждением, в которой тот будто бы раскаялся к концу своей жизни. А его самого считает проповедником социальных противоречий[3, с.246-257], что не соответствует действительности.
К этому следует отметить, что публикация на русском языке об этом поэте и его творчестве была всего лишь одна, уже в постсоветское время. Литературовед Мансур Сафин к 150-летию поэта в 1998 году опубликовал статью на русском языке в журнале «Аргамак». В статье М. Сафин путает названия некоторых сел, где совершал свое священническое служение о. Иаков.
В данной работе перед нами стоит задача перевода стихов и писем о. Иакова Емельянова с кряшенского языка, что осуществляется впервые. Нами предпринимается попытка взгляда на творчество о. Иакова с иной точки зрения – с точки зрения пользы для христианской миссии среди инородцев.
Перед нами стоит еще одна задача – составить, насколько это возможно, полную и точную биографию. Для этого мы используем все имеющиеся первоисточники, как: опубликованные письма Н.И. Ильминского к о. Иакову Емельянову, отчеты Братства свт. Гурия за разные годы, архивные материалы (ревизские сказки, клировые ведомости, письма самого о. Иакова к Ильминскому и священнику Василию Тимофееву). Для написания работы мы наряду с архивными первоисточниками, пользуемся следующей литературой:
«Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар».
Представляет собой сборник исторических статей, подготовленных Н.И. Ильминским. Сборник интересен по вопросам изучения жизни школы священника Василия Тимофеева (с момента открытия в 1864 году до 1887 года), участия Н. И. Ильминского, П. В Щетинкина, протоиерея Е. А. Малова и других известных лиц в жизни школы, открытия первых богослужений на кряшенском языке в Казани и других местах.
«Письма Н.И.Ильминского к крещеным татарам».
Это издание вышло в память о Н. И. Ильминском стараниями близких друзей Николая Ивановича при содействии супруги Ильминского. Кроме личных характеристик Ильминского и респондентов, в данных письмах содержится немало ценных сведений для истории христианского просвещения и миссии среди кряшен за время деятельности Ильминского, а также содержится немало этнографических, географических и тому подобных сведений.
«Отчеты о деятельности Братства свт. Гурия».
Непосредственно интересны для изучения истории просвещения и миссии среди инородцев. Интересны тем, что почти в каждом отчете приводятся списки инородческих братских школ Казанской губернии, списки учителей этих школ, списки членов Совета Братства, сведения о рукоположении и служении инородцев, а также сведения о деятельности Братства, начиная с 1867 г.
«Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии: Мамадышский уезд».
Крупное исследование Историко-археологического Общества г. Казани. Содержит сведения об истории постройки храмов Казанской епархии, их интерьере и экстерьере, сведения о причте, о количестве приходского населения, сведения о школах и кладбищах.
Нами также использована статья М. Глухова в журнале «Казан утлары». Здесь часто повторяются ошибки статьи М.Х.Гайнуллина касательно биографии о. Иакова.
Цель нашего исследования - на примере конкретной личности из инородцев показать насколько была успешна православная миссия, основанная Н.И.Ильминским, когда из темных, невежественных инородцев вырастали истинные христиане.