Кряшенская Духовная Миссия

иерей Архип Илларионов (1858 - ?) 2

иерей Архип Илларионов (1858 - ?) 2

статья священника Д. Сизова

Архип Илларионович Илларионов родился в 1858 году. Окончил Центральную крещено-татарскую школу. В 1882 г. состоял учителем братской школы в д.Зюри Мамадышского уезда. В 1883 г. состоял учителем братской школы в д.Субаш («учил 35 мальчиков»). В отчете Братства Свт. Гурия за 1882 г.отмечено: " …Особенной ревностью к церковному пению отличался учитель Субашской школы Архипп Илларионов". В донесении Совету Братства о состоянии братских школ священник с. Карабаян о. Иоанн Рапидов докладывает: "...Хорошо зная церковное пение он искусно управлял церковным хором. Стройное пение учеников привлекало в храм большое стечение крещеных татар..."

 
Диакон с 1884 г., с 1888 - священник. До 1892 г. служил в с. Старое Тябердино Цивильского уезда Казанской губернии. С 1893 по 1902 г. в с.Уреевы Челны Лаишевского уезда. С 1902 г. в русском селе Гороховое поле Мамадышского уезда. В 1909 г. в селе Русская Серда Лаишевского уезда. На 1904 г. имел 9 детей:21, 17, 15, 13, 7, 3, 11, 9, 5. В примечании профессора Казанской духовной академии Михаила Машанова к статье 1904 г. Романа Даулея «В защиту крещеных инородцев. Ответ на статью г. Ст. Краснодубровскаго. Инородческая школа Казанского края» находим следующее: "...Свящ. села Гороховое поле Архип Илларионов женат на инородке, старшая дочь окончила курс в Епархиальном училище, два сына обучаются в Духовной семинарии, др. два сына - в Чистопольском духовном училище и одна дочь в Епархиальном женском училище, остальные малолетки..."
 
Набедренником награжден в 1895 г., скуфьей - в 1903 г. Имел переписку с известным миссионером, ученым Н.И. Ильминским и заведующим Центральной крещено-татарской школой священником Василием Тимофеевым. В Национальном архиве РТ в фонде 968 (личный архив профессора-ориенталиста Н.И. Ильминского) хранится четыре его письма, адресованные Ильминскому. Ниже мы приводим перевод его писем с кряшенского.
 
1. Его превосходительству господину директору Учительской семинарии Николаю Ивановичу Ильминскому.
 
Я не забываю Вашу доброту. Хоть я сам человек грешный, перед святым престолом Божиим Вас поминаю за каждым богослужением. У Господа Вам прошу здоровья, как умею. Николай Иванович, хочу у Вас спросить совета. Вы какой дадите совет по этому вопросу? У нас в Карабаянском приходе семь училищ: Карабаянское, Колбашинское, Тямтинское, Субашское, Гороховское земское, Больше Меретяковское, Верхне Меретяковское. В Карабаянском законоучитель о.Иоанн Рапидов. В остальных законоучителей нет. Субаши и Тямти друг от друга недалеки. Вот моя просьба такая: В этих Тямтях с Субашами можно ли мне быть законоучителем? Если можно, испросив у Братства, подать ли мне прошение? Если в этот отрезок времени не стану законоучителем, то зиму мне придется провести без дела.
От меня Вам огромнейший привет.
Диакон села Карабаян Архипп Илларионов
15-го августа 1886 г.
2. Ваше высокопревосходительство Николай Иванович!
 
Для приходской деревни Янгозино-Суринской, испрашивая учителя, я написал в Совет Братства сентября 6-го дня сего года. Там очень нужен учитель, пожалуйста, посоветовавшись с о. Василием Тимофеевичем, не поставите ли? Если там откроете школу, учителем, не возможно ли будет пригласить Ивана Федотовича Бухарева? Он учитель Большого Тябердина, эта деревня в этом году сгорела полностью, кроме как двадцати-тридцати домов ничего не осталось. Они даже еще не начали строиться, из-за этого ни квартиры, ни учеников, знаю, не будет. Из-за этого мне хочется перевести Бухарева в Суринское. Он хорошо поет, поет тенором, тенор красивый. Если он туда приедет, можно будет составить хороший хор. Старание перевести его не для себя, а чтобы прославить имя Божие. Нужно сказать прямо: Суринские снимать квартиру для школы за счет общества не согласятся. Скажу почему. В этом году в их деревне был очень плох хлеб, некоторым не хватило даже посеять.
Только что на место священника с. Лудское прибыл новый священник. Отцу Петру Поликарпову приказали, говорят, искать другое место.
Священник села Старое Тябердино Архипп Илларионов.
1889 г. сентября 13-го дня.
3. Ваше высокопревосходительство Николай Иванович!
Христос Воскресе!
 
Николай Иванович, мы, взяв перед масленицей у о. Василия Тимофеевича партитуры на татарском, очень обрадовались; они очень мне по душе, за них Вам, о. Василию Тимофеевичу, тому человеку, кто их составил (кто это мы не знаем) большое спасибо. Да дал бы Бог ему здоровья на многие годы. Для нас особенно нужно было знать с какого тона, какое песнопение начинать петь. Во время пения, начав или низко, или высоко, портили весь мотив песнопения. Но смотря сюда нам, было очень удобно учиться, не знаю, как для других.
 
Особенно канон Великой Субботы «Святый Израильский народ…», бывало, пели очень плохо. Но в этом году, изучив по партитуре, наши певчие спели очень красиво. Каноны Пасхи и «Да воскреснет Бог», учили их оттуда, тоже хорошо пели.  В этом году наших прихожан, говея причастившихся Пречистых Тела и Крови Христа по сравнению с прошлыми годами было больше. На первой седмице Великого поста говел 181 человек, на четвертой седмице было 82 человека, на пятой седмице было 65 человек, на шестой седмице было 174 человека. На седьмой седмице, Страстной неделе было 34 человека, всего 536 человек соединилось со Христом. В 1888 г. из моего прихода всего говело 16 человек, еще в том же году, в который я приехал, говело около 30-ти человек, в том году всех говеющих было 46 человек. В 1889 г. говеющих, соединившихся со Христом, в нашем приходе было 392 человека, в этом 1890 году было 536 человек, так как из года в год увеличивается число тех, кто ходит на богослужения, посмотрим, что будет дальше.
 
1890 г. февраля 14-го дня благочинный протоиерей Александр Петрович Васильевский мне пишет так: «За отлично-усердное служение делу народного образования Его Высокопреосвященству благоугодно было преподать Вам Архипастырское благословение с прописанием в формуляр, - о чем, во исполнение указа Духовной Консистории от 8 сего февраля за №931 объявляется Вашему благословению».
 
Вам от меня огромнейший привет. Отцу Василию Тимофеевичу огромнейший привет. Пока все живем очень хорошо.
Села Старого Тябердина свящ. Архипп Илларионов,
1890 г. мая 1-го дня.
 
4. Ваше высокопревосходительство Николай Иванович!
 
В нашей школе в учебный период бывает 60 учеников, но учитель с двумя должностями, т.е. из-за того, что он и псаломщик, и учитель, учить 60 мальчиков один не успевает. Даже с одной должностью, когда он является только учителем, его учительство скорбно. Прошлый год новопришедшие мальчики ничему не учились, а учитель мучился только со средними и старшими. Отцы большинства весной мне жаловались, что они водили их учиться, изнашивая обувь, а они ничего не знают. Некоторые из мальчиков действительно учились слишком долго, отцы не могут не гневаться - некоторые не сумели даже научиться читать по слогам. Вот это отчего: в приходе школа одна. Когда соберутся все мальчики прихода, число учеников превышает 60, а здоровье учителя плохое. Как человек с плохим здоровьем всех будет учить одинаково? Еще, хоть приход не очень большой, иногда требы бывают частенько. В моем приходе сейчас почти все умерших сопровождают с иконами, с колокольным звоном, с отпеванием. Позвонив в колокол, собирается много народа, если отпевать спешно, действительно за 10 минут можно закончить отпевание. Но мы не спешим для того, чтобы люди понимали читаемое, поэтому отпевание растягиванием на час с лишним, потом сопровождаем на кладбище. Кладбище от нас больше одной версты. Потом, возвратившись, некоторые у себя дома просят отслужить большую панихиду. Не согласишься – снова нехорошо.
 
Зимний день короток, вот так учитель до вечера не свободен. Ученики сидят, подождут-подождут учителя, так и расходятся. После этого самый хороший ученик ни разу не придет. Он, придя, отцу говорит прямо: «Учителя в школе нет». После этого отец прекращает его обучение. Если пойдешь к отцу, спросишь, почему прекратил обучение, он говорит, что плохо учите, учителя вовсе в школе не бывает. Потом семь недель пост: у нас служба была каждую неделю, только не было во вторую неделю, в это время мальчики и отвыкли от школы, ни одного не осталось. Если во весь пост служить только две недели, говеющих будет мало. Есть ли говеющие иногда очень строго проверяет наш благочинный.
 
Вот Вам изложил правду, как обстоит дело. Поэтому я Вас молю: нам в этом году дайте одного помощника, иначе наше дело очень плохо. Вот, когда псаломщик отправляется со мной на требоисправление, этот помощник остался бы в школе учить мальчиков, и мальчики не отвернулись бы от школы, и учение продвинулось бы вперед. Я в прошлом году говорил Вам на счет помощника, Вы повелели обратиться к о. Василию. Я в этом году августа 16 числа обращался к о. Василию на счет помощника, он сказал, что не в его полномочиях, чтобы написал Николаю Ивановичу. Так я этому делу смутился. Вы повелели спросить его, а о. Василий – Вас. Уже не знаю куда обратиться. Наверное, не выйдет без обращения к Преосвященному Павлу, прося особого помощника. Если не сможете дать помощника, если у Братства нет денег прислать помощника, можно сделать так: здесь жалование учителя 100 рублей, из него 40 рублей можно дать помощнику, а 60 учителю хватит – он получает доход псаломщика, потом ему 60 рублей от церковной земли. Дав помощнику 40 рублей, псаломщику жить можно еще, у него дом церковный. Помощнику меньше нельзя, ему жить, у нас помещения нет. Первого октября начинается учеба, если будет помощник, к этому времени был бы.
 
Вам от меня огромнейший привет. Села Старого Тябердина Цивильского уезда священник Архипп Илларионов
1890 года сентября 8-го дня.

Источники и литература:
  • НАРТ. Ф. 968. Оп. 1. Д. 115.  - Письма к Н.И.Ильминскому лиц на букву "И"
  • Обзор деятельности Братства свт. Гурия за 25 лет его существования 1867-1892. - Казань: типо-литография Императорского Университета, 1892. - 256 с.
  • Богословский Г. К., свящ. Справочная книга по Казанской епархии за 1904 г. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1905.
  • Справочная книга по Казанской епархии за 1909 г. - Казань, 1910