Кряшенская Духовная Миссия
Иаков Емельянов: кряшенский священник и поэт (1848-1893) 1

Иаков Емельянов: кряшенский священник и поэт (1848-1893) 1

Иаков Емельянов: кряшенский священник и поэт (1848-1893) 1

К 160-летию со дня рождения поэта

Священник Димитрий Сизов

Имя первого кряшенского поэта известно теперь только узким специалистам или же людям, мало-мальски интересующимся историей кряшен. Хотя в свое время он был широко известен среди кряшен, благодаря 2-м сборникам стихов, опубликованным еще при его жизни. В народе Емельянов имел прозвище "Жырчы Жякяy".

Емельянов Яков Емельянович родился в 1848 г. в деревне Алан-Полян Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Рыбнослободский р-он РТ) в многодетной семье государственных крестьян Емельяна (1816 г.р.) и Акулины(1813). О его ранних годах известно мало.

В возрасте 16-ти лет Яков пешком приходит в Казань, где только что (в 1863 г.) была открыта Казанская крещено-татарская школа. Это 4-х классное учебное заведение, в котором впервые в истории могли учиться кряшенские дети. Таким образом, кряшенам открывается доступ к образованию, по началу пусть и самому элементарному. Эта заслуга, несомненно, Николая Ивановича Ильминского, профессора Казанской духовной академии, выхлопотавшего у властей разрешение на открытие такой школы. В школе обучали азбуке, Закону Божьему, начальной математике (ограничивались целыми числами), приучали петь с голоса православные молитвы. Когда ученики прочитывали книги на родном языке, приступали к изучению русского. Занимались отчасти географией. До 1871г., когда в школе была построена домовая церковь, ученики с их директором по праздничным и воскресным дням посещали храм на Арском кладбище.
Время обучения было не менее 3-х лет.

Через 3 года Емельянов был отправлен учителем земской школы в с. Уреевы Челны, Лаишевского уезда, где 5 лет обучал детей чтению и начальным предметам. 24 марта 1874 г. Яков становится диаконом.

Точно не известно, когда он начинает писать стихи, но сохранилось одно из его стихотворений ранней поры. В оригинале это стихотворение сохранилось  в письме к директору школы отцу Василию Тимофееву:

«Саранбай»

«Oйonя кился саранбай,
Аnар ишегеn ачма;
Ул килгяндя ялангач булсаn,
Аннан ачлый качма…»

В 1880 г. Емельянов становится священником. Первоначально служит в с. Юкачи, а с 1882 г. - в Село-Чура, Мамадышского уезда (ныне Кукморский район). 16 сент. 1888г. его переводят к церкви небольшого села Урясь-Учи.
"Месяцев за пять до своей смерти о. Яков попросился в с. Уреевы Челны, где 20-летним юношей он состоял учителем, в 4-х км. от родной деревни Аланки. Здесь он и умер в возрасте 45-ти лет: 3 февраля 1893г.", по одной из версий, от воспаления легких. Его могила не известна. Можно предположить, что его погребли возле храма с. Уреевы Челны.

Он оставил жену и 4-х детей: Елену(17-ти лет), Николая(15-ти), Елизавету(12-ти), Екатерину(4-х). Известно, что Николай в дальнейшем учился в Казанской духовной семинарии, а дочери окончили сельскую инородческую школу.

Несомненно, это человек одаренный. Представитель первой кряшенской интеллигенции, которая стала зарождаться благодаря Ильминскому.

Своим творчеством поэт проповедует христианство своим соплеменникам, которые еще далеки от Церкви. Хотя в его творчестве мы не встретим прямого христианского учения, но все же с помощью стихов он готовит своих читателей к принятию христианского мировоззрения, христианских ценностей. Поэт обличает пороки: жадность, гордость. Показывает бессмысленность языческих верований и обычаев. Автор поэтическим языком указывает на высоту христианских добродетелей, таких как любовь, милосердие, кротость:

«…Жумартны утырт жугары,
Саранны утырт сякегя,
Жуашны утырт жанга,
Гадельне утырт алга,
Яхшыны утырт уnга.
Яманны утырт сулга,
Усалны утырт ушага,
Оятсызга ярар бусага…»

Дает христианское понимание смысла и значения скорбей как средства к пересмотру ценностей:

«…Yткян тормошон аnнаган
Биреня Алланы даннарга.
Алланы даннаган мяндянен
Кайгылы кoнняре тиз yтя,
Yткян кoннярне тикшерсяn
Алланын изгелегеня ис китя!..»

Имеются у поэта стихотворения и на социальные темы, которыми он призывает к христианскому состраданию и взаимопомощи:

«Жарлы-мескен oйonя керся
Аннан жoзon борма;
Интеккяннен алдында
Олосомакланыб торма.
Утырт аны урынга,
Ашыnны сoйoнoб ашасыn;
Бютяннярдян тарсыкмыйчы
Сюзен кыйыу башласын…»

Есть у Емельянова стихи, в которых он призывает к послушанию старшим:

«Син улым
Кай урынга барганыnны
Безгя aйтеб китмейсеn;
Ашар эчяр багытта
Oйгя кайтыб житмейсеn…»

Достоверно известно, что он был знаком с творчеством популярного в 19 в. поэта Никитина, т.к. его творчество изучали в земских школах. Не известно читал ли Емельянов Пушкина, Державина и других известных русских поэтов, хотя русским, особенно к концу жизни, владел хорошо.

Был в дружественных отношениях с известным миссионером, ученым Н. И. Ильминским, со священником Василием Тимофеевым. Вел с ними переписку. В Национальном архиве РТ хранится 10 его писем.

Емельянов оставил 20 стихов, хотя их было больше. Вследствие того, что не все стихотворения были опубликованы, большинство их было утеряно. Помогал в издании стихотворений все тот же Ильминский, подключая свои знакомства. Стихи были изданы на средства Православного Миссионерского Общества.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что творчество о. Якова являлось одной из сторон его миссионерского служения кряшенскому народу, только-только начинающему обретать Христа.

Автограф о. Якова Емельянова