ВСЕ ПРОИСХОДИТ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ

"Интеллигенция меньше оказалась проникнутой интересами кряшен, чем те, кто ближе стоял к народным истокам языка", - считает отец Павел Павлов

-Отец Павел, сколько сегодня в Татарстане кряшен?
- Точной статистики не ведется. Но приблизительно около 400 тысяч.
- В чем филологические проблемы перевода богослужебных текстов на татарский и кряшенский языки?
- В переводе на татарский язык берется в расчет исламская и арабо-персидская культура, используется кораническая традиция, в частности в переводе имен. Например, Иисусу соответствует имя Иса, Марии - Мариам. Мы не знаем этой традиции. Языком нашей Матери-Церкви является славянский. Поэтому в наших переводах учитываются традиции Русской Церкви. В частности, традиции Ильминского.
- Существуют ли со стороны татарских националистов препятствия вашей деятельности?
- У нас не такая большая деятельность, чтобы кого-то раздражать. Мы отправляем богослужения, занимаемся переводами. Более того, когда в республике проходят фольклорные концерты, то все в них участвуют - и татары, и кряшены, зрители их весьма тепло приветствуют. Ведь наша кряшенская культура - древняя, может быть, оставшаяся со времен до разделения поволжских тюркских народов на христиан и мусульман. Я не могу сказать, что нам препятствуют. Скорее мы сами бездеятельны. Потому на нас мало обращают внимания.
- Кряшены говорят и на русском, и на татарском языке. Зачем же необходим перевод именно на кряшенский язык?
- В городах ситуация такова, что часто кряшены своим языком не владеют. А в деревнях ситуация другая - они знают только кряшенский . Поэтому перевод важное дело и для городских, и для сельских кряшен. Тем более надо не только Священное Писание переводить, но и богослужебную литературу. Но никакого насильственного насаждения кряшенского языка среди кряшенов нет. В некоторых селах уже совершается богослужение, в других общины зарегистрированы, но нет священников, знающих язык. Все происходит естественным образом.
- Возрождение кряшенского языка - это интерес исключительно интеллигенции?
- Большинство представителей интеллигенции оканчивало татарские школы и больше знают татарский язык, чем свое наречие. Поэтому у интеллигенции скорее этнографический интерес к кряшенской истории. Интеллигенция меньше оказалась проникнутой интересами кряшен, чем те, кто ближе стоял к народным истокам языка. Поэтому оказалось, что носителями кряшенского наречия и культуры являются преимущественно сельские кряшены. Впрочем, и городские сейчас начинают интересоваться языком.
- Существуют ли села, в которых живут и кряшены, и татары-мусульмане? Каковы отношения между ними?
- И раньше существовали, и сейчас существуют. Взаимоотношения на бытовом уровне нормальные, люди относятся друг к другу как к соседям, а праздники отмечают каждый по-своему.

Максим Шевченко

Источник: https://religion.ng.ru/pravoslav/2000-04-26/3