К вопросу о конфессиональной принадлежности кряшен

Журавский А.В.
Кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор Казанской духовной семинарии

В истории кряшен больше вопросов, чем ответов. Нет сомнений в том, что Крящены - это поволжские тюрки, близкие по языку и культуре татарам, но при этом обладающие рядом этнокультурных и антропологических особенностей, и что Крящены — преимущественно православные. Ни этногенез, ни время крещения кряшен, ни многие другие аспекты истории этого народа не известны. Нет даже единого мнения кем же именно считать кряшен -этноконфессиональной (Д.Исхаков), субъконфессиональной ("Татарский энциклопедический словарь") группой поволжско-приуральских татар или даже отдельным народом. Так, известный (ныне, увы, покойный) этнолог Соломон Брук отмечая различные группы этноса татар высказал (в энциклопедии "Народы России" (1994) в статье "Этнический состав населения России") следующую мысль:

"Сейчас требуются специальные исследования для того, чтобы определить, какие из этих групп бесспорно являются частью татарского этноса, а какие сохраняют свою обособленность. Во всяком случае, так называемые сибирские татары, а возможно нагайбаки, кряшены и некоторые другие имеют не меньшее основание считаться самостоятельными этносами, чем частью татар... Вызывает сомнение и объединение близких по языку и культуре этносов в более крупные народы, проведенное в 1920-30-х годы давлением сверху, зачастую вопреки воле этих этнических групп".

Насколько формообразующим для кряшен стало крещение их в православие, когда было осуществлено это крещение, насколько тесно связан этноним "кряшены" с этногенезом этой общности? Мы едва ли сможем вполне ответить на эти вопросы, но попытаемся хотя бы наметить возможные направления их решения.

Известно ли нам что-либо о крещенных тюрках до 16 века? Безусловно. Причем летописные сказания дополняется археологическими исследования XX века. По нашему мнению, которое мы уже имели возможность довести до ученой общественности на некоторых казанских конферецниях, можно выделить пять этапов и пять основных направлений проникновения христианства в Среднее Поволжье:

  1. Хазарско-Аланский период (УЦ-Хвв.);
  2. Южнорусский период проникновение христианства из Южной (Киевской) Руси (Х-Х1 в.);
  3. Владимирский период проникновение христианства из Северной (Владимирской) Руси (XII в.);
  4. 3олотоордынский период (ХШ-ХУвв.);
  5. Московский период - проникновение христианства из Северной (Московской) Руси (ХУ-ХУ1 вв.).

Поскольку нет времени останавливаться на всех аспектах этих периодов, отметим только важнейшие и наиболее яркие. Христианство проникало в Булгарию в различных формах (несторианство, монофизитство, православие, католицизм). И нет сомнений, что в разное время большее или меньшее количество тюрков Поволжья исповедовали христианскую веру.

По летописи Авраамки в 977 году князь Владимир осуществил поход на радимичей и болгар.2 После заключения в 985 году мирного договора булгар с князем Владимиром, волжские булгары в 986 году пытались склонить князя к принятию мусульманства. Владимир в 990 году посылал к булгарам миссионера Марка Македонянина с предложением креститься. Насколько результативна была эта миссия - вопрос сложный. Однако существует известие о крещении четырех болгарских князей. А из истории нам известно, что крещение осуществлялось не единолично, а домом (родом), так, что крещение князя почти всегда означало крещение его окружения и родственников. В 994 и 997 гг. князь Владимир осуществляет удачные походы на волжских и камских болгар. Нет сомнений, что религиозный вопрос при этой не игнорировался. Наконец, в 1006 году, по сообщению В.В.Татищева, между кн.Владимиром и волжскими булгарами (по инициативе последних) был заключен договор о свободной торговле русских и булгарских купцов (последних — с некоторыми ограничениями). А торговые связи, как известно, играли важную роль в распространении религии.

Со второй половины XII века и в до первой четверти XIII века происходит активное проникновение христианства в Волжскую Булгарию из Северной Владимирской Руси. Так, в 1164 году Андрей Юрьевич Боголюбский осуществил успешный поход на волжских булгар вместе с сыном Изяславом и братом Ярославом. Как свидетельствует Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку: булгар "самех исекоша множьство, а стягы их поимаша и одва в мале дружине утече князь Болгарьскыи до Великаго города. Князь же Ондреи воротися с победою". Летописи хвалят не только за усердие князя в строительстве церквей и монастырей, но и за обращение многих волжских болгар в христианство. Характерно, что по свидетельству Тверской летописи сам Андрей Боголюбский был женат на волжской булгарке. Археологические исследования свидетельствуют о значительном присутствии свободных христиан (а не рабов) в Волжской Булгарии именно в XII веке. К этому времени относятся находки, связанные с христианским культом (рипида, кадило и пр.). Кроме того, одним из первых русских святых (почитаемым именно во Владимирском княжестве!) был христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии, родом булгарин), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Археологические исследования обнаружили, что в Булгарах постоянно проживали не только христианские купцы, но и на протяжении нескольких веков - христиане-ремесленники.

Можно приводить и другие летописные и археологические свидетельства. Но ограничимся уже упомянутыми, тем более, что они лишь отчасти проясняют картину. Нам становится ясно только одно, что в Волжской Булгарии доордрынской, ордынской и постордынской проживали христиане, причем не только пленные, но и свободные, причем не только славяне, но и христиане-тюрки, хотя их количество и нельзя сравнивать с количеством •поволжских тюрков-мусульман. Антагонизм двух вер - исламской и христианской - не могли, как показывает история не предопределить довольно сложное существование тюрков-христиан в исламской среде. Сохранение многих рудиментов языческих традиций в татарской культуре свидетельствует о том, что исламу приходилось мириться в живучими языческими традициями. В этом смысле тюрки-христиане - протокряшены, если хотите - могли сохраниться в исламской среде в том случае, если уклонялись в язычество, которое было булгарам-мусульманам ближе, чем христианство. Этим объясняется ряд этнографических (языческих) особенностей быта некоторых групп кряшен, в т.ч. молькеевских.

Язык кряшен, из числа не ассимилированных в XX веке татарским или русским большинством, несет в себе ряд серьезных отличий (от татарского языка), многие из которых проанализированы в исследовании Ф.Баязитовой "Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении" (М.: Наука, 1986). Язык кряшен оказывается более анахроничным по сравнении с татарским, несущим на себе следы исламского влияния. При этом, выявляется расхождения между татарским и кряшенским языком в некоторых основополагающих, ключевых для религиозной жизни народа понятиях (любовь, крещение, чудо. Писание, Дух, Учитель, ученик. Благодать, Истина, грех. Закон и пр.). И хотя Ф.Баязитова характеризует кряшенский язык как "говор", с этим не согласны сами кряшены. Представляется существенным, что кряшенский язык лишен большого лингвистического пласта арабизмов, фарсизмов, это - тюркский язык, слабо затронутый исламским влиянием.

Было бы странно полагать, что за 300 лет (если считать с середины 16 века до середины 19 века, когда Ильминский стал изучать язык кряшен) под влиянием "руссификаторской" и "христианизаторской" деятельности кряшенский язык может избирательно лишиться целого пласта лексики, связанной с арабско-персидским религиозным влиянием. Этот язык не несет на себе явные следы исламского влияния, а следовательно носитель этого языка довольно длительное время (безусловно, до 16 века) жил обособленно от этого влияния в полухристиан ско-полу языческом состоянии. В этом смысле и мученик Авраамий Болгарский был из среды волжских булгар-христиан, причем, крещенных довольно давно, поскольку летописи не говорят о нем как о новокрещенном (как это говорится о мучениках XVI века из татар-мусульман -мч.Петре и Стефане Казанских, о которых летописцы повествуют, как о "новокрещенах").

Здесь уместно поставить вопрос и об этнонимах "кряшены" и "крещенные татары".

Стремление отрицать самобытность кряшен приводит к парадоксальным результатам. В недавно изданном "Татарском энциклопедическом словаре", очевидно претендующем на научную достоверность, вместе статьи Крящены помещена отсылка на статью - крещенные татары. При этом, крещенные татары определяются как субъконфессионалъная группа татар, сформировавшаяся в 16-18 вв. и подразделяющаяся на две подгруппы - старокрещенных и новокрещенных татар. Однако ниже, говоря о конфессиональной принадлежности крещенных татар составители статьи утверждают, что крещенные татары “в основном православные”, т.е. преимущественно крещенные(!). Но если полагать в основание определения Крящен конфессиональный признак, определяя кряшен исключительно как субъконфессиональную группу, то крещенные татары — все крещенные, а не "преимущественно". Вместе с тем, известно, что существуют, например, среди молькеевских татар, т.н. некрещенные Крящены. Т.о. этноним "крещенные татары" не способен вполне адекватно отразить этнокультурную самобытность кряшен. Более того, настаивающие на именовании кряшен "крещенными татарами (а эта идея отстаивается и некоторыми представителями ученой интеллигенции) просто забывают, что сами татары еще в XIX веке редко именовали себя татарами, а чаще - мусульманами, казанцами (казанлы) или мишарами. И только в XX веке этноним "татарин" становится общеупотребительным. Между тем, кряшены - это самоназвание особой этноконфессиональной общности, и это право следует уважать.

Характерно, что, несмотря на общее негативное отношение к христианской миссионерской деятельности, современной татарской наукой заимствована классификация, которая была разработана православными миссионерами, естественно различавшими татар по периоду их крещения (т.е. старокрещенные татары, крещенные в середине XVI века и новокрещенные татары, крещенные в XVIII в.). Следует отметить что православные миссионеры, благодаря которым к XIX веку у многих поволжских народов появился свой алфавит, своя азбука и письменность, своя национальная интеллигенция, воспитанная в православных учительских семинариях, в основание классификации (старокрещенные и новокрещенные татары) полагали не этнический, а хронологический признак.

Между тем, очевидно, что подобная классификация условна и не объясняет этногенеза кряшен, как самобытной этноконфессиональной общности, которая, надо полагать, формируется гораздо ранее XVI века. Более того, скорее всего речь идет о разных этноконфессиональных общностях. Тех, кого называют "старокрещенными татарами", скорее всего и есть Крящены, пребывавшие в языческо-христианском состоянии к моменту падения Казанского ханства. Поэтому крещение этой общности проходит довольно спокойно и естественно. Крящены просто возвращаются к полузабытое христианское состояние. Тогда становится понятным почему старокрещены были довольно устойчивы в вере. Вместе с тем, нельзя исключать, что в это время в состав крещенных в 16 веке вошли и татары-мусульмане. Но именно они и отпали при первой же возможности. Можно высказать предположение, которое, конечно, требует своего подтверждения, что под отпавшими старокрещенами понимались именно те, кто в XVI веке был крещен из числа татар-мусульман.

С новокрещенными татарами гораздо большая ясность — это татары-мусульмане, практически все вернувшиеся в ислам в XIX веке, и, особенно, после дарования вероисповедных свобод в 1905-1906 гг. Языковые архаизмы, отсутствие в языке кряшен многих арабизмом и фарсизмов, которыми изобилует татарская речь, свидетельствуют, с одной стороны, о том, что крашены являются носителями более архаичных форм языка и быта, по сравнению с иными группами поволжских тюрков, с другой стороны, свидетельствуют о многолетней изоляции этой этнической общности от влияния ислама. Любого из этого оснований достаточно, чтобы говорить о кряшенах, как о самобытной этноконфессиональной общности, а не только как о субъконфессиональной группе татар. Вместе с тем, даже элементарные антропологические исследования свидетельствуют, что и здесь кряшен отличаются от большей части татар. Так, согласно исследованиям еще 40-х годов Т.А.Трофимова, у кряшен практически нулевой эпикантус (строение верхнего века глаз), наибольший рост бороды в сравнении с другими группами татар, наибольший процент светлого оттенка волос и более высокий физический рост.

Этногенез кряшен не исследован, но те, кто возводит начало формирования кряшен, как этноконфессиональной общности к ХУ1-му веку, времени христианизации поволжских народов, допускает две важных ошибки. Во-первых, не следует забывать, что сам единый татарский этнос окончательно сформировался только на рубеже Х1Х-ХХ вв., сложившись в результате консолидации волго-уральских, астраханских и сибирских татар. Кроме того, еще А.Х.Халиков отмечал, что присоединение Казанского края к Русскому государству "имело в исторической перспективе прогрессивное значение" и сыграло огромную роль в судьбе татарского народа, поскольку способствовало "национальному оформлению на базе объединения двух ведущих групп - казанских татар и татар-мишарей". Таким образом, даже если бы кряшены сформировались в XVI веке, это нисколько не умаляло бы их самобытности. Во-вторых, сегодня уже очевидно, что несмотря на все громадное влияние, которое оказало присоединение Казанского ханства к Московскому царству на формирование кряшен, объяснить все отличительные особенности кряшен их пребыванием в православии с XVI века не представляется возможным. С этим вынуждены соглашаться и ряд татарских исследователей. В частности, Д.М.Исхаков, хотя и с оговорками, допускает принятие православия Крященами в XV веке.

Однако, все это общей ситуации не меняет. Кряшены по-прежнему остаются малоисследованной общностью.

Литература

  1. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999.-С.299.
  2. СРЛ.Т.ХУГ-С.ЗЗ.
  3. ПСРЛ. Т.К. С.58-59.
  4. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии А1НГ РТ, 1999.-С.299.
  5. Халиков А.Х. Происхождение татар... - С. 15.
  6. Трофимов Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. Труды Института этнографии. Новая серия, том. XII. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949.
  7. ТатарыУ/Народы России. Энциклопедия. - М; БРЭ, 1994. - С.322.
  8. ХаликовА.Х. Происхождение татар...-С.147.
  9. Кряшены// Народы России. Энциклопедия. - М: БРЭ, 1994. - С.210.