О деятельности кряшенской секции в АНКО

 Ефимов П.В.
Начальник отдела ОАО КОМ,
Заслуженный машиностроитель РТ

В последнее время, при стабильной общественно-политической ситуации в нашей многонациональной Республике, проявления национального самосознания резко активизировались. В отличие от многих субъектов Российской федера¬ции в Республике нет специального государственного исполнительного орга¬на, занимающегося этими вопросами. Таким органом у нас является Ассоциа¬ция национальнно-культурных организаций республики (АНКО). Следует отме¬тить, что АНКО РТ активно работает по осуществлению национальной политики, гармонизации межнациональных отношений. Ассоциация успешно решает вопросы объединения всех общественных национально-культурных объединений Респуб¬лики, осуществляет координацию их деятельности, выявляет общие проблемы национально-культурного возрождения народов Татарстана. Однако, отсутст¬вие противоречий, кризисных ситуаций в межнациональных отношениях в Рес¬публике не означает отсутствия проблем. Каждая община имеет свои пробле¬мы, присущие только ей, а решение этнокультурных проблем - это тяжелый труд, требующий долгой, терпеливой и кропотливой работы. Так оценивается ситуация в Ассоциации национально-культурных организаций РТ. В связи с этим еще раз хочется обратить внимание общественности на проблемы кряшен и заострить внимание на одном вопросе, остановиться на вопросах, вытекаю¬щих из него. До сих пор нет убедительного ответа на вопрос кто такие кряшены. Этот этноним в свое время был изъят из списка народов России. Между тем крящены живут не только в Татарстане, их компактные поселения можно встретить в Удмуртии, Башкортостане, на Урале и в далекой Сибири. Но в связи с тем, что такого этнонима нет в списке народов РФ, мы не знаем ка¬кая общая численность наших соплеменников. Это порождает свои проблемы, порой разгораются горячие споры. Термин "татары-кряшены" (кряшен-татарлары), в настоящее время является анахронизмом, во-первых, это подчерки¬вает только один тезис, утверждающий, что крящены появились в результате завоевания Казани Иваном Грозным. А на самом деле много убедительных ис¬торических фактов, что крящены были еще во времена Кубрат Хана и раннее. Во-вторых, в материалах последнего Всемирного Конгресса татар подчеркивается, что татары и ислам равнозначны. Поэтому такое выражение, в какой-то степени, даже оскорбительно для настоящих татар. Да и в повседневной жиз¬ни и сейчас, и раньше, при Советской власти, много раз приходилось слы¬шать, какой же ты татарин? Да и не редко отводили из списков, когда шел отбор по национальному признаку. А сколько наших соплеменников - заслу¬женных людей из-за безымянности остались неизвестными для широких слоев населения. Среди Героев Советского Союза периода Великой Отечественной войны нам известны 12 человек из кряшен. А широкой публике известны толь¬ко Гаврилов П.М., Гордов В.Н., Максимов И.Т., Санфирова О.А., Токарликов Н.Е. Некоторые, даже родившиеся в Татарстане, не включены в Книги Героев Татарстана. А сколько неизвестных широкому кругу читателей или просто любознательным людям ученых, широко известных стране, произошли из кряшен и остаются неизвестными прежде всего нам кряшенам. Много других негативных моментов жизни из-за того, что нет у нас своего имени.

Я не историк, не специалист по национальным вопросам, но душой болею за своих соплеменников. Очень прошу ученых-историков, специалистов по национальным вопросам не разводить по этому выступлению споры, писать разгромные статьи. Было бы разумно в каком-то научном институте (Институт Истории Татарстана, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, Академия наук РТ) поручить небольшому коллективу ученых разобраться объективно по всем этим вопросам. Прежде всего хотелось бы в первоначальном порядке решить вопрос о возвра¬щении кряшенам их этнонима. Быстрое решение этого вопроса тем более необ¬ходимо в связи с предстоящими переписью населения и обменом паспортов граждан. А перепись населения помогла бы достоверно установить количество кряшен в стране, места их проживания. Это создало бы условия для более активной, конкретной работы национально-культурному Центру кряшен и дру¬гим общественным объединениям кряшен на местах.

На самом деле никто ведь ничего не потерял оттого, что кряшены Челя¬бинской области отчаявшись приняли название нагайбаки, часть кряшен Уд¬муртии стали называться бесермянами. Если сравнительно небольшая часть татар Татарстана станут называться кряшенами, лично мне непонятно, кому из-за этого станет плохо. А на деле будет полная определенность и отпадут многие вопросы.

Мы солидарны с мнением национально-культурных организаций РТ, понимаем, что решение этнокультурных проблем - это тяжелый труд, требующий долгой терпеливой кропотливой работы. Отказные ответы вызывают состояние глубокой обиды, но в то же время позитивные сдвиги доказывают необходимость терпеливой активной работы со всеми органами.

И тем не менее мы не теряем надежды, что рано или поздно добрая воля возьмет верх, и все проблемы получат должное разрешение.