Проблемы современного национального движения кряшен

А.Н.Шабалин,
президент Межрегионального союза национально-культурных объединений кряшен, председатель Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана

Национальное движение кряшен сосредоточено на работе по возрождению и развитию культуры и не выходит за рамки культурологической деятельности. Его основная проблема – недостаточная социальная активность кряшенского населения, обусловленная низкой самооценкой и слабо выраженной самоидентификацией. Причин этому много, и вряд ли стоит их перечислять. А следствием является, выражаясь медицинским термином, вялотекущее культурное воспаление. Мы воспалены ровно настолько, что активности нашей хватает в лучшем случае на проведение культурных мероприятий в городах и районах нашей республики и общение с соплеменниками из других республик.

Говоря о кряшенской культуре, мы в первую очередь подразумеваем фольклор, хотя понятие это, безусловно, очень широкое. Если общий уровень нашей культуры оставляет желать лучшего, то фольклор достаточно развит и вызывает большой интерес, особенно у зарубежных специалистов. Однако и его изучение, и использование требуют средств. Центр обращался за финансовой помощью в руководящие органы и ведомства республики, на что Министерство культуры уведомило нас, что работу общественных организаций оно не финансирует. А ведь мы занимаемся возрождением культуры народа и просили средства именно для этих целей. Неужели кряшены, которые составляют 10-ю часть татарского населения республики, не могут претендовать на выделение хоть каких-то средств на свои культурные нужды. Кому как, а мне бывает стыдно, когда участники кряшенских фольклорных коллективов выходят на сцену в костюмах, которым 150-200 лет и которые больше походят на музейные экспонаты. Нам бы хотелось, чтобы наряду с известными татарскими коллективами, в республике был пусть небольшой, но профессиональный ансамбль, который на должном уровне демонстрировал песенное и танцевальное искусство кряшен.

За два с половиной года существования Республиканского центра не было ни одной официальной реакции со стороны республиканских структур. Такое ощущение, что мы живем не в своей республике и не работаем на благо своего народа. Причем бесплатно, на голом энтузиазме, за счет личных средств. А объем работы можете представить какой, если кряшены проживают на территории 26 районов, в 192 деревнях и городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Заинск и других. И все это мы пытаемся охватить и наладить отвечающую современным требованиям согласованную работу.

В то же время мы работаем с детьми. В набережных Челнах действует кряшенская детская группа воскресной школы. К сожалению, этот опыт не получил распространения. Хотя существует необходимость и возможность открытия таких школ под патронажем органов образования, берущих на себя оплату преподавателей. Давно идут разговоры о введении в средних учебных заведениях изучения истории, языка и религии кряшен. Для этого есть материалы, которые можно использовать при обучении языку и религии. Что же касается истории, то здесь существуют проблемы. Имеющиеся труды могут называться лишь исторической версией, не более того. Необходимы учебные пособия, объективно излагающие историю наших предков. Но их нет. Ибо отсутствуют этноисторические исследования кряшен на научно-государственном уровне.

Пристального внимания к себе требует наше музейное дело. Не считая национальных музейных экспозиций в краеведческих музеях некоторых сел республики, ознакомться с историей, культурой, бытом кряшен практически негде. Серьезные проблемы существуют в области религии. Уровень религиозности кряшенского населения республики, я думаю, близок к показателю других православных народов. Вместе с тем есть объективные и субъективные факторы, влияющие на состояние религиозности. Обучаясь по универсальным учебным программам, кряшенские дети усваивают культуру татар и их религию, то есть ислам. И это при том, что в подавляющем большинстве кряшенских сел нет православных приходов. Если пожилые люди еще отправляют религиозные обряды без священников, то молодежь не умеет это делать. Даже в тех кряшенских селах, где есть приходы, богослужение ведется, как правило, на русском (точнее старославянском) языке, что является психологическим барьером и тоже не способствует пробуждению и закреплению религиозных чувств. Таким образом нарушается религиозная преемственность поколений, духовная культура оказывается недосягаемой для основной массы кряшенского населения, что в конечном счете далеко не лучшим образом отражается на нравственном развитии людей.

Для решения этой проблемы я предлагаю обратиться к управляющему Казанской епархией архиепископу Анастасию с просьбой создать отдел по работе с кряшенскими приходами, который не только курировал бы их работу, но и занимался воссозданием и строительством храмов, открытием молельных домов, подготовкой и подбором кадров священнослужителей. Проблема эта давно назрела и требует незамедлительного решения. Актуальным остается вопрос о газете «Кряшен сюзе». В последние годы возрос ее качественный уровень, газета обрела своих читателей, до 1100-1200 экземпляров поднялся подписной тираж. Но если соотнести это количество с числом потенциальных подписчиков, примерно 300 тысяч по России, то результат окажется ничтожно малым. Работы в этом направлении – непочатый край.

Примерно такое же положение с радиотелевещанием для кряшен. Многие знают, что по субботам в эфир выходит получасовая радиопрограмма «Ару мы сез, карандашлар». Явление, безусловно, положительное, но я вынужден отметить, что эта передача готовится под жестким контролем, и это не позволяет в полной мере использовать возможности радиоэфира.Кроме того, давно назрела необходимость организации телевизионного вещания для кряшен. В связи с этим предлагаю составить инициативную группу из активистов нашего движения и подготовить обращение к Президенту Республики Татарстан, в котором поставить вопросы о проведении этноисторических иследований и введении в образовательные программы средних учебных заведений истории, культуры, языка и литературы кряшен, создании профессионального фольклорного ансамбля, оказании финансовой помощи газете «Кряшен сюзе» и выделении эфирного времени на канале государственного телевидения.

Конечно, это далеко не полный перечень кряшенских проблем. Но заниматься их констатацией – дело не завидное. Надо объединять усилия и решительно приниматься за раализацию конкретных задач. Тем более, что за прошедшие два-три года нами достигнуты некоторые положительные результаты. Создана организация межрегионального уровня, которая объединяет и координирует работу трех республиканских центров – Башкортостана, Татарстана и Удмуртии, где проживает основная масса кряшенского населения России. Принята программа ее деятельности на ближайшие годы. Разработана символика движения. Установлены деловые контакты с федеральными государственными, научными и общественными структурами – Комитетом по делам национальностей Государственной Думы, Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики, Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук, Ассамблеей народов России. Успешно развивается научное сотрудничество с Удмуртским институтом языка, истории и литературы Уральского отделения Российской академии наук, с учеными и общественными деятелями Башкортостана и другими. Рассматривается вопрос о вступлении Межрегионального союза национально-культурных объединений в Ассамблею народов России. Это хорошие предпосылки для дальнейшей успешной работы на ниве кряшенского этнического возрождения.