Перспективы развития традиционной культуры кряшен в современных условиях

Макаров Г.М. доцент Казанской государственной консерватории,
старший научный сотрудник отдела искусствоведения Института языка и литературы АН РТ

Кряшены имеют зна¬чительный потенциал традиционной культуры, основа которой генетически связана с древней этнической культурой народов Волго-Камского этнокультурного региона. Современная культура кряшен продолжает сохранять в себе многие уни¬кальные, коренные свойства искусства, характерные для древней эпохи домусульманского и дохристианского слоя тюркско-булгарской цивилизации, которые уже слабо проявляются в культуре мусульманской общины татар. Этим особо ценна культура кряшен.В общей истории конфессионального самоопределения тюркских этнических сообществ известно, что они, в силу различных исторических причин, лишь в небольшой части сохранили свои древние, дорелигиозные верования. Большинство тюркских народов в определенные исторические эпохи выбрали и восприняли различные варианты таких мировых конфессий как буддизм, иудаизм, христианство или ислам. Это положение не обошло стороной и тюркские провинции Волго-Камского региона. Здесь доминирующим было влияние исламской цивилизации. При этом имелись и отдельные общины христиан. Некоторые этнические группы тюрков Волго-Камья до начала XX века сохраняли относительно цельные традиции дорелигиозной системы верования, с культом киреметей. С IX – Х веков значительная часть населения булгарского общества стала исповедовать ислам. Постепенно, к рубежу нового времени, булгарское мусульманское общество региона трансформировалось в татарскую нацию.

В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства, население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Волго-Камского региона к России, сложились исторические условия, при которых часть булгарского населения, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков. Основные признаки этнической культуры этих двух христианских сообществ получили свое оформление в глубинах истории Волго-Камского региона. История формирования этнической, а также конфессиональной культуры этих сообществ интересна и привлекает к себе внимание специалистов различных направлений в науке. Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько другим оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчакском языке. Наша конференция посвящена культуре и жизненным интересам этой общины.

Самоназвание этноконфессионального сообщества – кряшены, представляет собой конфессионим, ибо кряшен в понимании народа синонимично понятию христианин. Этот конфессионим впоследствии вобрал в себя и свойства, содержание, характерные для понятия этноним. Происхождение этого самоназвания однозначно связывается с понятием крещеный, которое происходит из русского языка. Вспомним, что в традициях русской истории и языковой культуры представителей многих тюркоязычных народов до начала ХХ века было принято называть татарами. Отсюда естественно выводится, что христианские этнические группы народов Волго-Камья по русской традиции издавна называли крещеными татарами. Сами же они с этим никогда не соглашались, ибо для них понятие татарин синонимично понятию мусульманин и звучит как нонсенс – христианские мусульмане, что кряшены, исходя из своих традиционных суждений, категорически не приемлют. Официально, нормативы татарского литературного языка, сформированные в новое время, понятие татары не связывают с его конфессиональным содержанием, оно означает лишь народ, этническое сообщество, нацию. Исходя из этого, в современной татарской этнологии кряшенскую группу принято называть татары-кряшены или керђшен татарлары, как этноконфессиональное, этнографическое подразделение татарского национального сообщества. Таким образом, до сего времени в народе существует практика различного толкования понятий татарин и кряшен. Одни трактуют их как конфессионим, а другие как этноним. Это до сего времени приводит к недоразумениям.

Один из постоянно задаваемых вопросов, который можно услышать в различных аудиториях сводится к возможности существова¬ния отдельных общин тюрок-христиан в средневековую эпоху до сере¬дины XVI века, т.е. до эпохи войн Ивана Грозного. Наличие в ханском прошлом Среднего Поволжья, например, в Булгаре, общин тюрок-христиан давно известно исторической науке. Так же, как и о наличии православной епархии с центром в столице Золотой Орды городе Сарае. Часто упоминается и случай об имевшемся проти¬востоянии в городе Булгаре между представителями большинства му¬сульманской и меньшинства христианской общин. В Булгаре это происходило так. Активным пропо¬ведником христианства среди горожан был богатый человек по имени Авраамий. Его проповеди привели к недовольству большинства му¬сульманского населения города. Развязка этой истории завершилась расправой над руководителем христианской общины города Булгара Авраамием. Христиане этой булгарской общины по церковной иерархии подчинялись Владимирской епархии Русской православной церкви. Ввиду добрососедских отношений и наличия межгосударственного договора о дружбе, в 1230 году этот инцидент разре¬шился передачей мощей Авраамия представителям церкви Влади¬мирской епархии.

Материалы о наличии в Казанском ханстве отдельных общин тюрок-христиан, представителей феодального класса из кряшен, а также каких-то структурных признаков их присутствия в этот пе¬риод письменными источниками, как церковными, так и светскими, слабо изучены. Не выявлены их следы в фольклорных произведе¬ниях и устной памяти современных кряшен. Не известны также ма¬териалы о каких-либо леген¬дарных церквях и монастырях, о жизни христиан в ханскую эпоху, о святых христианских мучениках и вои¬телях за веру. Христианство является религией с развитыми тради¬циями письменности, однако каких-либо памятников христианско-тюркской письменности до XVI века не обнаружено.

Сведения о мучениках за христианскую веру среди та¬тар появляются в житийной литературе со второй половины XVI века. Например, это рассказы о святых мучениках Стефане и Петре, татарах, принявших христианство [Рассказы из житий свя¬тых, 1907]. В них сказано, что в Казанском ханстве татар-христиан не было. Надо полагать, если бы имелись сведения и досто¬верные факты о татарах-христианах ханского времени, то они не могли бы пройти мимо исследователей истории христи¬анства России. С язычеством положение иное. В некоторых кряшенских селениях сохранились устные предания об их крещении после 1552 года, об участии в этих актах российских правительст¬венных войск. В некоторых старинных кряшенских селениях Заказа¬нья сохранились места, где имеются следы мусульман¬ских кладбищ с захоронениями их далеких предков. Неплохо сохранились и места языческих святилищ в виде рощ, родников, лысой горы, колодцев, которые нередко называют киреметь, кляу. Это, возможно, те селения, жители которых приняли христианство непосредственно от состояния полу¬язычества и слабой закрепленности в исламе. Разнообразные религи¬озные легендарные предания о ранних этапах истории проникнове¬ния той или иной конфессии (если таковые реально были) как пра¬вило, устойчиво сохраняются в фольклоре, в устной памяти народа. Вышеприведенные сопоставления являются достаточными ар¬гументами в пользу того, что тюркские христианские общины, как полноценные социальные структуры в татар¬ском феодальном обще¬стве, в частности, в Казанском ханстве, к середине XVI века едва ли сущест¬вовали. Поэтому говорить о прямой преемственности традиций современных кряшен с общинами тюрок-христиан Булгара и Золотой Орды оснований не достаточно. Упоминаемые исторические факты, о наличии восточно-христианской культуры, имевшиеся в тюркском Поволжье, позволяют вести речь о них как о составляю¬щих звеньях исторической цепи в развитии средневековой тюркской цивилизации Поволжья. Это согласуется и с историческими реа¬лиями этой эпохи, ибо Поволжье расположено в приграничной зоне контактов исламского и восточно-христианского мира.

В 1552 году, после присоединения Казанского ханства к России, татарское общество жило в состоянии оппозиции к русской военной и админи¬стративной власти, что, естественно, не приводило к довери¬тельным отношениям местного населения к российской культуре. Такое поло¬жение усугублялось и разницей в конфес¬сиях русского и татарского народов. Разрешение этого внутригосударственного противостояния и проти¬воречия являлось одной из актуальных стратегических задач Рос¬сийского государства. Историческая судьба России привела ее к выбору унитарного типа госу¬дарства. Укрепление централизованной власти России и создание культурно-информационного про¬странства, еди¬ного и общего для всех народов постордынской территории, имело свою позитивную идею в перспективе. По мнению властей, эта идея должна была осно¬вываться на ценностях православно-христианской модели цивилиза¬ции. Воплощение в жизнь этого плана осуществлялось с позиций имевшегося опыта государственного строительства средневековой Руси. Сейчас предпринятые в то время методы достижения этих целей кажутся не достаточно продуманными, а также не подкрепленными правовыми нормами. Ибо неизбежными были, в таких ситуациях, случаи применения силовых приемов. Они привели, впоследствии, к напряженной обстановке внутри страны. Эти акты было задумано провести оперативно и быстро, но дело затянулись на столетия.

Христианизация и переход в состав господ¬ствующей государственной религии России не привели кряшен к бо¬лее высокому и развитому уровню светской культуры. Действительно, от се¬редины XVI до середины XIX веков о христианских формах письменности на родном языке, о светском, высоком стиле национальной феодальной культуры, но даже и о религиозном просвещении тюрок-хри¬стиан на татарском языке особой заботы со стороны госу¬дарства не проявлялось. Кряшены в указанное время продолжали пользоваться письменной традицией, основанной на арабской графике (Словарь А. Троянского и др.). Социальная форма организации кряшен оставалась очень примитивной. По сути, кряшены были вынуждены «откатиться назад» и ограничиться рамками консервативной струк¬туры сельской общины, основанной на симбиозе тюркских и финно¬-угорских традиций материальной и духовной культуры волго-кам¬ского типа, характерного для дописьменной эпохи. Наверное, по¬этому менталитет кря¬шен до сего времени характеризуется уходом во внутрен¬ний мир своей сельской общины и при¬верженностью к своим древним веро¬ва¬ниям, что отмечают многие исследователи их традиционной культуры.

Последствия крещения были таковыми. Крестившиеся мусульмане не сохранили элитарную часть своего общества, ибо мурзы, крупные землевладельцы, купцы и предприниматели, автоматически русели, поэтому феодальной прослойки общества из их числа не сформировалось. Простые сельские общинники, не зная русского языка и резко сократив общение с мусульманами, вели закрытый и крайне замкнутый образ жизни. Они, тем не менее, были постепенно вовлечены в более живой оборот россий¬ской русской бытовой культуры (но не экономики). Встают и далеко не празд¬ные вопросы: каково влияние православной христианской цивилизации (его конфессионального и светского уровней культуры) на содержание стиля, на особенности исторического формирования кряшенского этнического ис¬кусства? А если они и были, то с какого времени и в каких аспектах? Проблемы взаимосвязей религии и искусства у различных народов имеют много аспектов, которые необходимо рассматривать специально. Для кряшен такое исследование актуально, но для его решения еще нужно создание предварительной научно-информационной базы.

Своеобразие кряшенской культуры, в отличие от общетатарской, имеет исторические причины. Во-пер¬вых, культура кряшен формировалась в иных исторических ус¬ловиях, заметно отличаю¬щихся от положения культуры му¬суль¬манского общества края, а это привело к различным изменениям в их содержании. Отпочковавшись от одного корня, татары и кряшены стали развиваться автономно, обретая новые ис¬торические судьбы. Поэтому они в реальности стали представлять отдельные культуры. Формирование христианской этноконфессиональной общ¬ности, как части булгаро-татарского социума, в этнокультурном плане было достаточно сложным процессом. В генезисе кряшен приняли участие представители многих локальных этнических групп Волго-Камья. Однако, однозначно, что основное протокряшенское ядро кряшен представляло собой тюрко-татарское население бассейнов рек Меши и Казанки. Культурный менталитет кряшен, так и протокряшен, необходимо рассматривать как отдельный таксон, отличавшийся от его особенностей у современных татар, ибо они представляют разные историко-хронологические уровни. Впоследствии, в социум кряшен постепенно влились мишарские, ногайские группы и иные, южные по происхо¬ждению, небольшие этнические подгруппы, как, например, калмыки. Приведем пример, ставший классическим, о происхождении жителей села Тонгузино (Тућылќа) Заинского района. Его жители считают, что их село обосновали калмыки, принявшие православие. До сего времени слабо изученную, но существенную роль в становлении этни¬ческого лица кряшен сыграли и этнокультурные контакты с предста¬вителями татароязычных групп южно-удмуртского, чувашского, ма¬рийского, мордовского народов.

С образованием новой татароязычной конфессиональной группы, этнические компоненты которой были уже иными, чем у мусульман края, кряшены в качественном плане стали новым этнокультурным сообществом, где появились внутренние связи, а, значит, и элементы унификации культуры, характерные только для кряшен. Образовался основной центр культуры, который стал доминантой, базовой основой формирования общих элементов обрядового цикла, праздников, традиционного костюма, разговорного и письменного языка. Таким центром новой этнокультурной общности стала культура кряшен, проживаюших в пределах бассейна реки Меша, включая часть северных районов Заказанья. Здесь сформировалось особое самосознание и новая этническая идентифи¬кация с самоназванием – кряшен (керђшен). Часть ее из этого региона в XVIII – XIX вв. была переселена в левобережье Камы. Но она сохранила преемственность в этнической культуре и общекряшенские связи.

У кряшен, как и во всех средневековых обществах, доминирующим было конфессиональное самосознание. Поэтому, даже не зная русского языка, они пытались в меру возможностей придерживаться христианских обычаев, но лишь по своим упрощен¬ным бытовым представлениям. А христианами, в истинном значении этого понятия, они являлись скорее по отчетным документам российских административных властей и пред¬ставителей епархиальных миссионерских служб. На самом деле зна¬чительная часть кряшен долгое время была двоеверцами, которые придерживались старых дорелигиозных верований и стара¬лись соблюдать свои древние обычаи и обряды. Небольшая часть кряшен, как это стало известно по преданиям многих сел, возникла в результате перевода исламского населения в православие. Остальная часть появилась от перешедших непосредст¬венно из язычества, в особенности того пограничного фин¬ноугорского населения, которое уже издавна несло в себе значительный потенциал тюркских языковых и этнокультурных традиций. В результате крещения, часть финноугорского населения, после переселения в смешанные татарско-удмуртские, татарско-чуваш¬ские или татарско-мордовские селения, постепенно сливалась с кряшенами и переходила к кряшенскому варианту волго-камской этно¬культурной системы, включая сюда и этническую культуру, язык общения. Традиционная общинно-джиенная социальная структура, характерная для жизни кряшен, до 30-х годов XX века обусловливала одно из важных направлений – следование наследным формам культуры. Естественно, что об¬щинная структура жизнеустройства кряшенского общества долгое время быть гарантом сохранности кряшенского этнического искусства не могла. С постепенным разрушением этой важной социальной структуры, теряются и традиции старой культуры

У татар-мусульман к середине XIX века оформилась своя национальная концепция объединения татарской нации, у истоков которой стояла мест¬ная национальная буржуазия. Для понимания разницы в комплексах традиционной культуры татар и кряшен нового времени необходимо учитывать осо¬бенности огромных изменений в культуре татар и, в то же время, наличие консервативности в культуре кряшен. До сего времени остается актуальной проблема изучения разного и общего, определение степени взаимосвязей между параметрами кряшенского и татарско-мусульманского традиционного искусства, характерных для позднего средневековья (XVI – начало XIX вв.), нового времени (середина XIX – начало XX века). Процессы развития основных векторов татарской культуры и искусства позднего средневековья в культурологическом отношении не изучены вообще. Поэтому вести речь о них не приходится. Основные параметры современной общетатарской культуры сформировались в эпоху сложения татар¬ского этноса как буржуазной нации. А она существенно отличалась от своих диалектных традиций. Исторически сложилось так, что кряшены не вошли в оборот исторического процесса обновления и перехода на новый этап развития татарской культуры как национальной. Это значит, что кряшены не вошли в состав татарской буржуазной нации. Кряшены были вовлечены в оборот развития татарского национального общества волевым решением позже, лишь в 30-е годы ХХ века, в большевистскую эпоху тотального атеизма.

Как отмечалось выше, слой богатых предпринимателей, сохранивших кряшенское само¬сознание, складывался весьма медленно и противоречиво. Богатые кря¬шены, попадая в те или иные круги влиятельных сил российского общества, нередко либо русели, либо отпадали в ислам. Поэтому они не могли проявить материальную заботу о формировании общекряшенской общественной мысли, о развитии различных направлений светской и религиозной культуры кряшен. Тем не менее, интеллигенция сформировалась. Начало формирования кряшенской интеллигенции, в лице разносторонне об¬разованных священнослужителей, учителей, поэтов, музы¬кантов, связано с началом демократизации Российского общества во второй половине XIX века. Предпосылкой этого стало появление кряшенских школ и создание для кряшен алфавита на основе кириллицы. Отметим, что практика обучения детей кряшен родному языку в системе российского школьного образования до этого не предусматривалась. Необходимые православные христианские книги до середины XIX века переводились для крещеных татар с использованием арабской графики, которую кряшены понимали с трудом. Практика издания таких хри¬стианских книг дала обратный эффект, ибо кряшены, усвоив навыки чтения книг с арабской графикой, очень быстро переходили к чтению исламских книг на татарском языке и через некоторое время отпадали в мусульманскую религию.

Ситуация изменилась лишь после замены арабицы на кириллицу и использования в переводах христианских книг доступного про¬стому народу бытового наречия татарского языка. В связи с этим поя¬вилась необходимость обучения этой графике кряшенского населе¬ния. Обучение детей кряшен через русскую гра¬фику, приспособленную для татарского языка и получения началь¬ного образования на родном языке (кряшенском наречии татарского языка) в Казанской центральной крещено-татарской школе, и далее в Казанской инородческой учительской семинарии, специальных кур¬сах при Казанской духовной академии, привело к появлению кряшен¬ской интеллигенции. По первоначальному замыслу, адаптированная к татарскому языку система обучения на кириллице была в своей основе направлена на заботу о христианском духовном просвещении кряшен. Однако с подъемом национального самосознания народов России и появлением общекряшенской письменной коммуникации, в кряшенском обществе возникла потребность в раз¬витии структур не только духовно-религиозного, но и светского ис¬кусства и культуры на родном языке. С появлением такой общест¬венной потребности из среды интеллектуальной элиты кряшен выде¬лились общественные деятели, способные обозначить основные вехи перспективного развития светской культуры, запланировать реаль¬ные шаги по созданию механизмов внутренних и внешних коммуни¬каций кряшенского общества.

Кряшенское общественное движение стало активно проявлять себя уже после 1905 года. С этого времени начинает активно поддерживаться общественное мнение, что кряшены это отдельная народность, отличающаяся от татар, удмуртов, русских. Представители интеллигенции предпринимают меры по созданию и выходу газет, книг на родном языке, посвященных общественной и культурной жизни, организуют музыкально-поэтические вечера, проявляют интерес к традиционной культуре, фольклору. Сложившаяся историческая ситуация привела к процессам объединения и началу консолидации кряшен в отдельную этнокон¬фессиональную общность. Основными стали следую¬щие факторы.

1. Принадлежность к православному христианству, где большинство положений веры было переведено на понятный, простонародный язык.

2. Разговорный и литера¬турный кряшенский язык, в основу которого был положен вариант диалекта татар-кряшен Мамадышского уезда Казанской губернии, специально норматированный миссионерами-учеными. На этот язык были переведены богослужебные христианские и, реже, светские книги, это сборники стихов, рассказы по истории России, рекомендации по ве¬дению хозяйства. На нем же шла проповедь в церквях. Этот язык преподавался в миссионерских учебных заведениях, был поло¬жен в основу деловой и официальной переписки татар-кряшен между собой и государственными миссионерскими учреждениями, стал важным элементом межкряшенской языковой коммуникации.

3. Тип cоциальной организации кряшен, близкие между собой варианты хозяйствования, пред¬ставляющие из себя модели сельскохозяйственных общин, характер¬ных для народов Волго-Камья. После 1917 года и издания декрета об отделении школы от церкви и церкви от государства была нарушена главная структурная база внутрикряшенских коммуникаций культуры и религии. С этого времени образовательные и культурно-просветительные учреждения государства были нацелены на нивелирование местных традиций культуры, а попытки их развития, предпринимаемые отдельными энтузиастами, считались проявлением национализма и жестко пресекались. Для быстрейшего вхождения кряшен в структуры татарской культуры издавались татарско-кряшенские словари. Например, Беляев Гаврила. Толковый словарь татарско-арабских слов для кряшен (Казань: «Яналиф», 1929). Это должно было способствовать переходу кряшенских школ на общетатарские учебные программы и общелитературный татарский язык.

Локальные традиции культуры продолжались лишь в инерции общинных и семейных праздников, запретить и контролировать проведение которых, было очень сложно, ибо они проявлялись в укладе жизни народа. Искоренить их было невозможно. Исторические реалии советской эпохи привели к тому, что на практике кряшенская этноконфессиональная общность в официальных документах считалась вхожей в культурно-информационное пространство татарской советской нации. Внутри государственных структур проводилась негласная цель – нивелирование любых этнических, национальных и конфессиональных традиций. На самом деле эта политика натолкнулась на естественную реакцию самосохранения культур, механизм которого заложен в традиционных культурах и не зависит от политических решений. Игнорирование и даже запрет этнокультурных потребностей привел к формированию напряжения в обществе и созданию негласной оппозиции, отстаивающей местные интересы. Этот этап характеризуется сложностями при вхождении кряшен в культурно-информационное пространство татарской советской нации. Кряшены до сего времени имеют свой менталитет и множество проблем по разрешению своих специфических этнокультурных, конфессиональных интересов.

Сегодня актуальными являются вопросы, которые касаются экологии этнокультурной системы народов нашего региона, нашей республики. Это относится и к тюрко-татарскому сообществу, которое имеет две конфессиональные общины. В мусульманской сосредоточено большинство населения. Христианская представлена жителями более 300 селений. Эти села расположены на территории Татарстана (около 200). Остальные в Башкортостане, Удмуртии и Марий Эл, в Иркутской, Кировской, Самарской, Челябинской областях.

Поддержка равновесия этнокультурных систем народов Волго-Камского края в современную эпоху является достаточно сложной задачей. Ее решение требует от общества осознанности имеющейся опасности разрушения его основ, и серьезных, волевых усилий по его сохранению. Остро стоит проблема сохранения живых и уникальных традиций языка, искусства и духовной культуры в христианской общине кряшен. Эти традиции являются общим культурным достоянием народов всего Волго-Камского региона и России в целом. Постановка проблем этнокультурной экологии имеет прямое отношение к необходимости разработки механизма для выживания традиционной культуры кряшен в современную эпоху.

Для решения вопросов по сохранению этой культуры нужен комплексный подход, ибо отдельные целевые усилия реальных результатов могут и не дать. Для этого необходимо разработать общую стратегию развития материальной и духовной культуры кряшенского этноконфессионального сообщества. Нужно выработать определенные правовые нормативы и юридический статус кряшен, кряшенской культуры, которые работали бы в общереспубликанском и общероссийском правовом пространстве. Необходимо, чтобы они были скоординированы с внутренними планами развития культуры современного татарского национального сообщества в целом.

Нивелирование диалектных особенностей в традиционных культурах этнических групп татар долгие годы проводилось с благовидными намерениями подтягивания их к казанско-татарским нормативам. Такая практика существовала, например, в отношении сибирских татар, астраханских татар-ногайцев, мишарей. Однако оказалось, что такой односторонний подход был не верен. Необходимо плановое развитие, прежде всего на уровне государственных программ в школьном образовании, не только общих, но и местных, диалектных традиций. Этот шаг был бы справедливым, гуманистическим и демократическим решением, ибо именно такая практика может реально привести к взаимопониманию, взаимоуважению и сплоченности народа. Желание определенной части татарской интеллигенции в плановом порядке ускорить процесс скорейшей унификации культуры татар, избавления от местных особенностей диалектов языка, музыки, обычаев и праздников, является мнимым благом, что приведет лишь к обеднению общей культуры татарского сообщества. Очевидно, что такие непродуманные шаги по унификации нередко приводят к обратной реакции общественности разных этнических групп, т.е. ведут к созданию условий, при которых возникает инстинкт самосохранения этнической культуры и тенденция к развитию оппозиции по отношению к казанско-татарской культурной политике. Демократическое решение указанных вопросов, при котором соблюдается паритет и учитываются местные, а также общенациональные интересы, должно стать важным направлением в перспективной плановой работе и долгосрочной, продуманной политике руководства республики и страны. Пустить на самотек эти процессы, значит, не владеть ситуацией.

Для кряшен, как и для других этнокультурных и этноконфессиональных сообществ, также необходим документ, правовые нормативы, представляющие собой стратегию по развитию их искусства и духовной культуры. Он должен разрабатываться при участии имеющихся интеллектуальных сил всех заинтересованных сторон. Ими могут быть и отдельные лица, и различные общественные этнокультурные общества, научно-исследовательские учреждения, занимающиеся проблемами перспективного развития культур традиционных этнических обществ, в том числе и конфессионального развития, как мусульман, так и христиан. Этот документ, видимо, должен разрабатываться под эгидой Аппарата Президента РТ.

Если же не произойдет скоординорованной работы, конструктивного диалога и внутреннего национального согласия кряшен с татарами-мусульманами, то кряшены будут вынуждены в одностороннем порядке, своими силами и по мере своих возможностей добиваться отладки механизма самосохранения и самовоспроизводства культурных традиций своего этноконфессионального сообщества. Однако есть надежда, что в семье мирового цивилизованного сообщества, имеющиеся вопросы рано или поздно разрешатся. То, что содержание культуры кряшен уникально, знают и ценят многие. Прежде всего - руководители и работники всех звеньев Министерства культуры. Именно они занимаются практической организацией культурного строительства в городах и селах республики. Особо нужно отметить работников Республиканского научно-методического центра, Центра татарского фольклора за понимание и посильную работу по поддержке кряшенского искусства. Долгие годы в фокусе внимания ученых ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова в качестве объекта исследования были материальная и духовная культура кряшен. Такие ученые, как Ф.С. Баязитова, Ю.Г. Мухаметшин, М.Н. Нигмедзянов, Н.Ю. Альмеева, С.В. Суслова, Д.М. Исхаков и другие исследователи, много сил отдали делу изучения кряшен.

Тем не менее, остается много вопросов, регулирование которых является чрезвычайно важным и жизненно необходимым условием сохранения и продолжения живых традиций кряшен. Это, например, неопределенное, «подвешенное» положение гражданского статуса кряшен, кряшенской культуры. Отсутствие каких-либо правовых нормативов по их адекватному регулированию приводит к постоянному откладыванию решения возникающих проблем, ибо оно зависит от желания и настроения отдельных чиновников на местах. А это создает прецедент появления общественного мнения о преднамеренном частном торге или игнорировании проблем развития кряшенской культуры руководящими, ответственными работниками республики. Можно сослаться на то, что возникающие вопросы не решаются из-за некомпетентности, недальновидности или же «татарского лжепатриотизма» отдельных чиновников. Но большинство руководящих работников грамотные, цивилизованные люди, которые прекрасно воспринимают чаяния кряшен. Поэтому руководствоваться лишь эмоциями, личными симпатиями или антипатиями, пожеланиями никто не вправе. Верховенствовать должны не эмоции, а правовые нормативы. А когда их нет, появляется почва для нарушения демократических свобод, ущемления прав и усечения возможностей удовлетворения жизненных потребностей кряшенского населения республики.

В мире много случаев, когда национальные сообщества имеют в своем составе несколько разных конфессиональных общин. Это, как правило, становится результатом сложных переплетений в развитии исторических судеб различных этнокультурных сообществ. В особенности тех, которые расположены в регионах, находящихся в межконфессиональных и этнокультурных пограничьях. К ним относятся, например, арабы, турки, уйгуры. У них сложился механизм веротерпимости внутри самих этносов. У татар традиция веротерпимости существовала еще с эпохи Золотой Орды. Возрождение и укрепление этих традиций внутри этноса, среди двух конфессиональных общин татар: мусульман и христиан, явилось бы большим достижением и показателем развития современной демократии в жизни татарской нации. Отладка действенной модели христианско-мусульманского взаимодействия могла бы начать осуществляться именно в Татарстане. Вспомним, что будущее России во многом зависит от результатов взаимопонимания этих двух конфессий: ислама и православия.

Иногда, не задумываясь об этической оценке своего поведения, высказывают упреки в том, что кряшены якобы отошли когда-то от исламской веры. Но ведь и мусульмане, в свою очередь, также отступили от доисламской религиозной системы своих тюркских предков. Нужно, чтобы бытовые предрассудки, имеющие оттенок религиозного противопоставления, нетерпимости, быстрее ушли в прошлое. Посеяв тень недоверия, можно довести общество до нежелательных форм напряжения. Вспомним Югославию. Для избежания таких сценариев, по нашему мнению, нужно иметь постоянные контакты, согласованную деятельность между лидерами исламской и христианской общин внутри татарского общества. Для этого нужно вести воспитательную пропаганду через средства массовой информации, проводить просветительские мероприятия в образовательных и культурных учреждениях. Необходимо, также обращение с декларацией о взаимном уважении интересов исламской и христианской конфессий внутри татарского сообщества, постоянно и последовательно объяснять населению о целях и задачах деятельности обеих конфессиональных общин на благо мирного созидания, духовного развития и совершенствования, о взаимопонимании и взаимной поддержке внутри гражданского общества. Необходимость таких контактов очевидна. Возможно, они появятся. Время покажет.

Может возникнуть вопрос о возможности раскола татарского общества, причиной которого может стать конфессиональный признак. И если да, то почему? Приведем такой пример. В государственных средствах массовой информации, в частности на радио и телевидении, постоянно поднимаются вопросы возрождения духовности мусульман, звучат проповеди авторитетных имамов и знатоков шариата, отмечаются мусульманские праздники, в честь которых устраиваются познавательные передачи, концерты духовной музыки. Радоваться бы этому, если бы оно не являло собой пример безраздельной монополизации средств массовой информации исламскими просветителями. А ведь у кряшен богослужения и духовная литература тоже на татарском языке. Но ни по радио, ни по телевидению кряшены еще не слышали своих священников. Представители кряшенской части населения республики живут на своей родной земле, на своей исконной родине, являются равноправными гражданами республики. Татарстан - единственное место, где на законном основании должны заботиться об удовлетворении их культурных и духовных потребностей. Здесь же налицо дискриминация кряшен. Правовой регламент не прописан, все пущено на самотек, поэтому обвинять кого-либо в его нарушении, нет оснований. Такой регламент сначала надо создать. Видимо, государственные структуры должны проработать и эти вопросы. Мы часто рассуждаем о демократичности и наличии демократических прав в других странах, хотя у себя мы их часто понимаем односторонне. Во время всетатарских конгрессов, которые считаются нерелигиозным общественным сходом всего татарского народа, почетные муллы занимают несколько передних рядов. Но среди приглашенных гостей никогда не увидишь ни светского, ни духовного лица из кряшен. Как понимать это? Однозначно. Устроители конгресса, а ими являются государственные органы, исключают кряшен из числа татарского народа.

В обществе назрела необходимость создания научных, учебно-педагогических, методических разработок не только для татар, но и для кряшен. Оказалось, что социальный заказ народа услышан учеными-педагогами только от мусульман. Труды, названные «Народной педагогикой», которые пропагандируются в современной школьной системе, полностью основаны на исламских ценностях. В них ни единым словом не упоминаются народные традиции воспитания в общинах кряшенских селений, в которых этнические традиции тесно переплетены с христианскими ценностями. Поэтому надо сделать все от нас зависящее, чтобы кряшены не чувствовали себя пасынками, в родном отечестве. Ранее основным механизмом передачи традиций культуры служила система общинного быта, в котором дети в естественной форме усваивали необходимые навыки, как хозяйствования, так и искусства. Ныне эта система нарушена. Поэтому для дальнейшего сохранения традиций большое значение имеет школьная система образования и воспитания. В ее важнейшие функ¬ции входит и восполнение в себе многих элементов и семейной, и общинной системы воспитания, а вместе с ними и воспроизводство, сохранение преемственности и об¬новления культуры населения.

Спасение исчезающих местных традиций стало актуальным. Однако, в силу инерции мышления до сего времени существует практика игнори¬рования постановки такого вопроса в общеобразо¬вательных учреждениях и решение его через специальные обучающие программы. Эти упущения привели к разрушению и утере значительной части этнокультурных традиций кряшенского общества, как и народов Волго-Камья и Приуралья. Общество еще не осознало, что кряшенские тради¬ции также являются ценностью общемирового масштаба, что они создавались предками населения региона на протяжении нескольких тысячелетий, и никто не вправе их терять. Руководящие работ¬ники образовательных отделов, ведающие планированием и составлением учебных программ, в идеале должны быть ответственны за со¬хранение экологического равновесия местной, традиционной культуры и соразмерное внесение в него новых элементов. От¬сюда очевидно, что школа не вправе создавать предпосылки для куль¬турно-экологической катастрофы в этой сфере. Формирование негативного общественного мнения о неправильности народного пения, например, привело к отказу детей серьезно воспринимать народные обычаи, песни своей деревни. Хотя в задачи школы входит подготовка детей к вхождению во взрослое общество. Таким образом, школа сознательно ломает естественные механизмы воспроизводства национальных традиций, обосновывая эти неправедные действия необходимостью интернационального воспитания и привития общенациональных или европейских стандартов культуры.

Попадая в те или иные общественные коллективы, где доминируют традиционные ценности, молодые люди вынуждены переучи¬ваться в условиях реалий художественных вкусов этого обще¬ства, ибо полученные в школе навыки нередко абстрагированы и не базируются на реальных потребностях. Хуже обстоит дело с теми выпускниками, которые не попадают в благоприятную среду, где имеются условия безболезненной переориентации и получения новых жизненных уроков по языку, этике, эстетике, а поэтому остающиеся обделенными. На протяжении всей своей жизни они чувствуют себя ущербными и испытывают большие неудоб¬ства и дискомфорт, осознавая внутренне себя как бы отверженными, «не своими», «неправильными» членами того или иного этнокультурного об¬щества. Чтобы оправдать свою некомпетентность в знании местной культуры, такие люди часто уходят в откровенную оппозицию по отношению к традиционным ценностям и начинают критиковать носителей этих ценностей, обвиняя их в косности, не¬вежественности, отсталости. Нередко в качестве положительного образца для подражания они берутся пропагандировать и восхвалять иностранный образ культуры, т.е. становятся революционерами от культуры. Иные пытаются искать виновных в системе государственного планирования по образова¬нию, инкриминируя применение к учащимся неправовых акций по этнокультур¬ному растатариванию, разудмурчиванию, разрусению и т.д. Такие люди, стано¬вясь воинственно настроенными националистами, требуют принятия радикальных мер по восстановлению справедливости и принятия мер наказания по отношению к чиновникам, из-за чьей «вины» дети лишаются знаний своей традиционной культуры. Эти требования во многом справедливы. Оперативно решить проблемы, касающиеся восстановления, незаслуженно игнорируемых в школьной системе механизмов воспроизводства этно¬культурных традиций, весьма сложно из-за наличия имеющихся инерционных сил в образовательной практике и сфере его планирования. Такая нерасторопность становится причиной существенного ослабления исторической преемственности культуры. Это душит не только кряшен, но и татар. Такой неутешительный итог естественно выводится из имеющегося положения в планировании программ образовательных учреждений. Эту проблему необходимо срочно решать, делая существенные поправки в сторону оздоровления этнокультурной экологической ситуации.

В постсоветское время формируются новые позиции и расклад политических сил республиканского общества в зависимости от взглядов на судьбу разных этнических групп татарского народа. Превалирует традиция декларативного характера, исходящая от определенного круга национального движения татар-мусульман, имеющих крайние позиции, настаивающая на необходимости скорейшего возвращения кряшен в ислам и «воссоединении» их с татарской нацией. Это абсолютно неприемлемый вариант. Он скорее всего может дать обратный эффект и стать одной из причин выталкивания кряшен из структур татарской национальной культуры. Интеграция кряшен с общетатарской культурой взаимоувязана достаточно крепко. Однако это может оказаться зыбким, если имеющиеся связи не будут подкреплены созидательными и цивилизованно-правовыми решениями, способными положительно разрешить статус кряшен в общетатарском культурном и конфессиональном пространстве.

Сейчас очень важна выверенная постановка и положительное разрешение назревших проблем кряшен, понимание и поддержка их чаяний на уровне общественных организаций, государственных структур власти в республике. Итогом этого могло бы служить вынесение решений по созданию правовой базы для возможности создания государственных структур, имеющих право самостоятельно решать определенные вопросы, исходя из интересов культурного развития кряшенской общины. В практике современной культурной жизни республики кряшены де-юре и де-факто обладают некоторыми правами культурного самоопределения, что по-другому можно назвать культурной автономией. С его необходимостью соглашаются многие представители общественности республики. Действительно, для этого имеется достаточно оснований. Сейчас задача состоит в том, чтобы права культурной автономии кряшен были признаны официально и оформлены в виде документа. Это должно привести к созданию в республике нормальных возможностей по удовлетворению культурных потребностей кряшенского общества. Создание государством полноценных условий для развития и сохранения экологии культуры кряшен, являющихся полноправными гражданами республики, стало бы важным вкладом в строительство демократического общества в стране. Этот шаг обязательно приведет к оздоровлению и взаимопониманию, повышению духовности и единению созидательных сил обеих общин татар и всех остальных народов нашей республики.