В Казани обсудили роль Н.И.Ильминского в кряшенском национальном движении

02.01.2012

27 декабря 2011 года в Казани состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований(РИСИ) на тему «Николай Ильминский и кряшенское национальное движение», организатором которого выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИС. Мероприятие прошло в формате научной конференции.

Открывая работу конференции, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов напомнил собравшимся ее участникам, что в истории каждого народа есть такая фигура, которую принято называть просветителем.

 

«Если у татар таким был Шигабутдин Марджани (1818-1889), у чувашей Иван Яковлев (1848-1930), то для кряшен просветителем стал Николай Ильминский (1822-1891), однако имя Ильминского татарскими историками воспринимается только в негативном свете, что вполне понятно, поскольку этот просветитель стремился к укреплению этноконфессиональной идентичности кряшенского народа», — заявил эксперт. По его мнению, ни в советское время, когда за Николаем Ильминским была закреплена репутация «царского христианизатора», ни в постсоветское время, когда его воспринимают в Татарстане чуть ли не как сторонником насильственного крещения и обрусения татар-мусульман, не было проведено ни одной научной конференции, которая бы была посвящена этой личности и той роли, которую он сделал для кряшен. Имя Ильминского до сих пор находится под печатью «врага татарского народа» всего лишь за то, что он выступал за православное просвещение кряшен, которых до сих пор в Татарстане продолжают считать частью «единой татарской нации», несмотря на то, что и традиционная культура, и религиозные убеждения у кряшен совершенно отличаются от татар.

Председатель Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани Аркадий Фокин рассказал о научно-педагогической деятельности Николая Ильминского и его роли в формировании этноконфессиональной идентичности кряшен. Поведав об Ильминском как полиглоте и знатоке языков разных народов Российской империи и стран Востока, он считает, что Ильминского можно ставить в один ряд с известным российским педагогом Константином Ушинским (1824-1871), поскольку оба внесли большой вклад в формирование подходов к организации национального образования. «Кряшены всех поколений всегда относились к Ильминскому с уважением, в глаза и за глаза называли его своим апостолом. Написанное его рукой письмо служило мандатом доверия, и человек, имевший его, в любом кряшенском поселении принимался доброжелательно. В свою очередь, Николай Иванович отвечал чуткостью, пониманием их душевного состояния, этнокультурной самобытности», — сказал Фокин, отметив при этом, что Ильминский признавал право кряшен на этническую самоидентификацию, свидетельствуя, что они еще в XIX веке называли себя именно кряшенами, а не крещенными татарами, ведь если бы кряшены себя так именовали, то они должны были называться «чукынган татарлары» ( «крещенные татары»). «Это к вопросу об этнониме, то есть самоназвании кряшен, по поводу которого идут бесконечные дискуссии и которое ревнители единства татарского народа пытаются всячески опорочить и опустить кряшен до статуса второсортных крещенных татар. Это штрих к тому, с каким уважением и почтительным вниманием относился Ильминский к кряшенам», — отметил ветеран кряшенского движения, намекая на политику Казанского Кремля первого десятилетия XXI века, когда кряшенам во время Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов чиновники Татарстана и солидарные с ними татарские национал-сепаратисты запрещали записываться кряшенами, навязывая им татаро-мусульманскую идентичность. Влияние Николая Ильминского на формирование этноконфессионального самосознания кряшен осуществлялось как личное, исходящее от него самого как незаурядной и одаренной натуры, так и через учрежденные его заботами школы грамотности и православные храмы с богослужением на церковно-кряшенском языке, через подготовленные им кадры учителей и кряшенского духовенства, его научные труды и учебно-просветительскую литературу.

Преподаватель Казанской духовной семинарии о.Алексей (Колчерин) выступил с докладом об основных принципах миссионерствования Николая Ильминского среди кряшен. Успеху православной миссии среди кряшен сопутствовал тот факт, что именно Ильминский был тем, кто выступал за использование национального языка во всех сферах церковной жизни. «Кряшены буквально благоговели, когда слышали проповедь на кряшенском языке, причем понимание смысла молитвы и литургии у кряшен порой лучше, чем даже у русских прихожан, поскольку церковно-кряшенский язык гораздо ближе к простонародному кряшенскому, чем церковно-славянский, отличающийся от русского языка», — отметил о.Алексей. При переводе духовной литературы на кряшенский язык, Ильминский стремился к тому, чтобы в тексте было меньше слов из русского языка, стараясь найти им аналог в языке кряшен. Такой перевод был вызван тем, что «апостол кряшен» хотел, чтобы кряшены воспринимали православие не как «русскую религию», а как свою религию.

Продолжая тему о принципах перевода Библии на языки народов Поволжья, в том числе и кряшен, заведующий Отделом образования, науки и культуры Института татарской энциклопедии Академии наук Татарстана Евгений Липаков заметил, что Николай Ильминский прошел два этапа в переводе богослужебной литературы. Будучи прекрасным знатоком восточных языков, он перевел Библию на татарский язык с употреблением многочисленных арабизмов и персизмов, встречаемых в языке мусульманского духовенства. «Однако для кряшен такой язык практически непонятен, поэтому Ильминский берется за перевод Библии именно на язык кряшен, а не татар. К тому же текст перевода Библии на татарский язык был написан с помощью арабской графики, используемой тогда татарами, что также не подходило кряшенам. Для кряшен Ильминский создал алфавит на основе кириллицы, и вся религиозная литература для кряшен издавалась на кряшенском языке», — рассказал историк. По его мнению, в 1939 году, когда переводили татарский язык на кириллический алфавит (в 1928 году татарский язык большевики перевели на латиницу, поскольку предполагалось участвовать в мировой революции с одной стороны, а с другой стороны, в период антирелигиозной кампании оторвать татар от ислама, письменная культура которого зиждилась на арабской графике; в конце 1930-х годов было принято решение перейти с латиницы на кириллицу), можно было взять за образец алфавит кряшен, т.е. тот, что был создан еще в XIX веке Ильминским, апробирован за полвека на практике, тем более, что до начала 1930-х годов в Татарской АССР издавалась литература для татар и литература для кряшен на разных алфавитах, тем более, что по Всесоюзной переписи 1926 года кряшены имели право записываться как самостоятельный народ (всего записалось кряшенами на тот момент 120 тыс. человек). Однако татарские коммунисты посчитали использование алфавита Ильминского «политически вредным», и в итоге был принят вариант кириллического алфавита татарских филологов Галимзяна Шарафа (1896-1950) и Мухитдина Курбангалеева (1873-1941), который был навязан и кряшенам, хотя они уже как три поколения писали и читали на своем национальном языке с использованием кириллического алфавита, предложенного ученым.

В докладе настоятеля церкви св.Николая деревни Кряш-Серда Пестречинского района Республики Татарстана о.Димитрия (Сизова) были рассмотрены аспекты и перспективы канонизации в лике святых Николая Ильминского. Святые в Православной церкви разделяются на местночтимых и общечтимых. Канонизацию последних осуществляет Архиерейский Собор после соответствующего представления Синодальной комиссии по канонизации святых. По мнению кряшенского священника, «Ильминский может быть канонизирован как общечтимый святой в лике праведных». Вопрос о каконизации Ильминского ставился перед архиепископом Анастасием. Все материалы по Ильминскому были собраны и переданы правящему архиерею Казанской епархии РПЦ. Именно он должен передать необходимые для подачи в Комиссию по канонизации святых РПЦ. Однако, как признался о.Алексей (Колчерин), который и занимался как раз сбором всех документов по Ильминскому и их передачей архиепископу Анастасию, «процесс затормозился по политическим причинам», намекая на «особое отношение» к просветителю кряшен со стороны татарской этнократии, испытывающей раздражение по поводу хотя бы малейшего объективного взгляда на роль Ильминского в деле просвещения кряшен.

О ценностных ориентациях современной кряшенской молодежи в Татарстане выступил председатель Общества ревнителей истории г.Казани Василий Ордынский. Он провел социологическое исследование среди кряшенской молодежи, и его результаты представил в своем докладе. Так, выяснилось, что вера (религия) у кряшенской молодежи в возрасте от 18 до 35 лет занимает среди ценностей 7 место, уступая семье, друзьям, карьере (работе) и др.. Среди кряшенской молодежи престижной считается профессия нефтяника и чиновника. При этом все кряшены признают, что в Татарстане господствует татарская этнократия, что выражается, в том числе и распределении ресурсов в сельской местности, откуда родом многие кряшены. К примеру, в Елабужском районе Татарстана за последние годы обезлюдели 9 кряшенских сел, но при этом сохранились все татарские деревни. По мнению кряшенской молодежи, это вызвано тем, что инвестиции на селе идут преимущественно в татарские деревни, в первую очередь именно в них строится вся необходимая для полноценного проживания инфраструктура: асфальтовые дороги, водопровод, фонарное освещение, Интернет и др. При этом все молодые кряшены не стесняются говорить о притеснениях во время двух последних переписей населения 2002 и 2010 годов, когда их принуждали записываться татарами. «И если их родители, особенно в сельской местности, стараются молчать об этом, дабы не злить районное начальство, как правило, состоящее из татар, то молодежь открыто об этом говорит», — констатирует Василий Ордынский, добавляя при этом, что «кряшенская молодежь испытывает больше этнокультурной близости к русским, чем к татарам». Причем одним из факторов данного явления является политика в отношении них в Татарстане, проводимая Казанским Кремлем. «Что же касается молодежной политики в Татарстане, то в национальном плане она направлена только в отношении татарской молодежи (в республике ежегодно проводятся Дни татарской молодежи, в то время как фестивалей русской или кряшенской молодежи фактически нет). Совершенно оскорбительным молодые кряшены считают то, что им во главе официально созданного Форума кряшенской молодежи поставили лидером Александра Долгова, журналиста татарских националистических СМИ, к тому же исповедующего ислам», — сделал вывод исследователь, предложив пофантазировать на тему того, как бы татары восприняли, если бы во главе Всемирного форума татарской молодежи был бы православный. Вот почему кряшенская молодежь, православная по вероисповеданию, возмущена тем, что лидером Форума кряшенской молодежи поставили практикующего мусульманина. «Не иначе как оскорбление своих религиозных чувств кряшены воспринимают такую кадровую политику Казанского Кремля по отношению к себе», — полагает Ордынский.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом «Отношение к личности Николая Ильминского и кряшенскому вопросу в постсоветском Татарстане». Эксперт рассказал о том, что Николай Ильминский был точно таким же просветителем для кряшен, как Шигабутдин Марджани (1818-1889) и Каюм Насыйри (1825-1902) для татар. И если в вину Ильминскому татарские националисты ставят его православное миссионерство среди кряшен, то забывают уточнить, что и татарские просветители занимались исламским миссионерством среди тех же кряшен и других народов Поволжья. При этом местные историки не занимаются исследованием Ильминского как ученого, в том числе и как автора огромного числа книг по истории и культуре народов Евразии, в том числе и татар, а если и берутся его исследовать, то уже изначально и заведомо к нему предвзято относятся, не пытаясь изучить его труды объективно и беспристрастно, как и подобает настоящим ученым. «После съемок русофобского фильма «Зулейха» в 2005 году (его активно спонсировало Министерство культуры Татарстана), где Ильминский показан чуть ли не как разрушитель мечетей, чего он никогда за свою жизнь не делал, личность просветителя кряшен продолжалась еще больше демонизироваться, а со стороны татарских сепаратистов све чаще звучат призывы осквернить его могилу на Арском кладбище Казани», — отметил эксперт. Что же касается кряшенского вопроса в Татарстане, то до сих пор на кряшен смотрят как «аппендикс» (именно так кряшен публично назвали на IV съезде Всемирного форума татарской молодежи в августе 2010 года). «В 1990-е годы татарский академик Абрар Каримуллин (автор книг о том, что инки, майя и ацтеки были тюрками; весьма распространенный жанр научных исследований в местной Академии наук Татарстана) открыто заявлял, что кряшены – это «пятая колонна Москвы» в Татарстане, обвиняя их в том, что они продолжают политику Ивана Грозного, а ряд татарских национал-сепаратистов прямо призывали кряшен отказаться от своей православной веры и принять ислам», — напомнил собравшимся казанский ученый. При этом, постоянно говоря о единстве татарской нации, куда включают и кряшен, местная этнократия подчеркивает, что основой духовного развития татар является только ислам. «В сочиненном татарскими националистами «Кодексе истинного татарина» в первом же пункте указывается, что «истинный татарин – это истинный мусульманин» и «его внутреннее состояние – следование предписаниям ислама». Но если это нормально для татарина, то это совершенно не годиться православным кряшенам», — заметил Раис Сулейманов, добавив, что сам является татарином-мусульманином, но решительно против любой дискриминации в отношении других народов. Сам эксперт решение кряшенского вопроса на первом этапе видит в предоставлении права быть тем, кем они и так являются – кряшенами, и прекратить навязывать им татаро-мусульманскую идентичность, которая совершенно чужда для кряшен.

 

«Сегодня у кряшен два статуса, — продолжил ветеран кряшенского движения Аркадий Фокин, — в Татарстане кряшены – это конфессиональная группа татарского народа, а в России кряшены имеют статус малочисленного народа (в 1996 году тогдашний президент России Борис Ельцин официально признал кряшен-нагайбаков малочисленным народом)». Поэтому, считает кряшенский лидер, в Татарстане оказывается во время переписи на кряшен давление, чтобы они записывались татарами, а во всей остальной России этого не происходит. «Если мы отказались от образа «старшего брата» среди народов, то давайте также откажемся от «младших братьев» и «пасынков», на роль которых в Татарстане определили кряшен», — заключил Аркадий Фокин.

К слову сказать, по итогам прошедшей в 2010 году Всероссийской переписи населения в Татарстане оказалось всего 29 тысяч 962 кряшена(по всей стране их 34 тысячи 822 человека). При этом еще годом ранее председатель Госсовета Татарстана (местного парламента) Фарид Мухаметшин (по совместительству являющейся главой Ассамблеи народов Татарстана) заявил, что в республике насчитывается 200 тысяч кряшен. Каким образом, в Татарстане оказалось кряшен всего лишь около 30 тысяч человек пока никто из официальных лиц, включая и самого Фарида Мухаметшина, не прокомментировал. Это становится особенно любопытным, если вспомнить, что даже по переписи 1926 года кряшен было 120,7 тысячи человек.

Раис Сулейманов