Некролог. Священник Симеон Гаврилов (1860 - 1915)

 священник Андрей Боголюбов

Светлой памяти священника Белой Горы, Чистопольского уезда, Симеона Гавриловича о. Гаврилова. (Ко дню годовщины со дня смерти) 22 мая 1915 года почил о Господе сном праведника священник Белой Горы, Чистопольского уезда, о. Симеон Гаврилович Гаврилов, 29 лет с честью прослуживший священником на одном и том же месте, в с. Белой Горе. О. Симеон Гаврилов происходил из крестьян прихода с. Урясь-Учи, или Татькина, Мамадышского уезда. Будучи от природы богато одаренным, о. Симеон еще в отроческом возрасте, проходя сельскую школу, обнаружил свои выдающиеся способности и стремление к образованию. Это последнее обстоятельство не могло укрыться от наблюдательного и внимательного взора приснопамятного просветителя инородцев о. Василия Тимофеевича Тимофеева, ежегодно и неоднократно, в былое время, посещавшего основанные им, или при его содействии, инородческие школы.

О. Василий Тимофеев поместил живого, способного, симпатичного, белокурого мальчика Симеона Гаврилова, по окончании им курса начальной школы, в заведываемую им тогда Казанскую центральную крещено-татарскую школу. Откуда Симеон Гаврилов, как лучший ученик, через два года, перешел для продолжения образования в Казанскую учительскую семинарию. По окончании в 1880 г. курса Семинарии, при отличном поведении, Симеон Гаврилов состоял 6 лет учителем: один год, в селе Никифорове, на родине о. Василия Тимофеева, и 5 лет в Казанской центральной крещено-татарской школе. Затем, как зарекомендовавший себя на педагогическом поприще с самой лучшей стороны, человеком весьма полезным для дела, энергичным, мягкого и доброго характера, весьма религиозным, богобоязненным, вполне церковным, знатоком и любителем церковного пения, Симеон Гаврилов, по выбору приснопамятных просветителей инородцев – Николая Ивановича Ильминского и о. Василия Тимофеевича Тимофеева, по сдаче установленного священнического экзамена, Высокопреосвященнейшим Палладием, бывшим архиепископом Казанским, 23 июня 1886 г. был рукоположен во священника к Покровской церкви села Белой Горы.

И в 29 лет самоотверженного пастырского служения о. Симеона в приходе, инородцы села Белой Горы и деревни Соснового Ключа из отступников от Православия сделались истинными христианами, настолько прилежными к храму Божию и к исполнению христианского долга исповеди и Св. Причастия, что далеко даже превзошли русских прихожан этого прихода. Особенно сильно развито в приходе о. Симеоном среди инородцев и русских религиозно-нравственное пение, так как о. Симеон был сам большой знаток и любитель пения и эту св. любовь к Божьему делу сумел привить и с душою передать своим пасомым. И как стройно и воодушевленно пели мальчики и девочки под управлением своего любимого батюшки! Чувствовалось, что много, много труда и умения было положено о. Симеоном, прежде чем достичь таких результатов. Много нужно было терпения, чтобы образовать такой стройный и дивный хор! Неизменной помощницей о. Симеона по обучению пению всегда была верная спутница его жизни, его супруга Анна Григорьевна .

А как любили прихожане благоговейную и трогательную службу своего батюшки. Кажется, нигде и не находили такой службы, как только в своей родной Белой Горе. Как бывший учитель о. Симеон был незаменимым и в школе. До его поступления в приходе села Белой Горы было две школы, - в селе и приходской деревне Николаевке; при нем же открылось еще две школы: в селе Белой Горе женская, Братства св. Гурия, в его собственном доме, где просуществовала, - пока не переведена была в особое, наемное помещение, - 22 года, и в деревне Сосновый Ключ, тоже – Братская. В школах он был законоучителем, учителем пения (в сельских) и руководителем.

Религиозно-нравственное воспитание детей-школьников и общее направление обучения школьным предметам было всецело в руках о. Симеона. И как он, чисто детскою душою, всегда радовался и восторгался успехами способных, даровитых и трудолюбивых детей и как, напротив, печалился о малоуспешных и ленивых! Из приходских школ о. Симеона, в бытность его законоучителем, вышли и продолжали свое образование несколько мальчиков и девочек, - в Духовной семинарии, в Учительских семинариях – мужской и женской и др. учебных заведениях и в настоящее время некоторые из них с честью подвизаются на ниве Христовой, а другие – на ниве народного образования. Всеми силами своей души о. Симеон всегда заботился и о материальном обеспечении своих прихожан и не только, впрочем, своих, но и всей вообще бедноты, с которой ему приходилось сталкиваться в жизни.

Так было во все неурожайные и голодные годы, когда о. Симеон, всегда близко к сердцу принимавший несчастия ближнего, лицом к лицу сталкивался с нуждою прихожан. Относительно выдающегося попечения о.Симеона о бедноте своего приходаи иноприходных бедняков, с великою похвалою было отмечено известным публицистом Григорием Петровым, тогда еще священником, в 1897 голодном году, в печати .Благодаря такой широкой деятельности о.Симеона, авторитет и популярность его далеко простирались за пределы Белогорского прихода.

На погребении о.Симеона нам, по дальности расстояния, не пришлось быть; но по чувству душевного влечения и расположения к этому выдающемуся пастырю и собрату, мы на третий день после погребения спешили ,чтобы помолиться у свежей, еще не осевшейся, дорогой могилки и разделить скорбь осиротелой , малолетней, многочисленной семьи. От г. Чистополя нам пришлось нанять перваго, попавшегося на глаза старика подводчика, и притом татарина. Старик татарин оказался словоохотливым и разговорчивым. Начались расспросы: к кому едешь, зачем и т.д. и когда узнал, что едем молиться на могилу Белогорского батюшки о.Симеона, то в первые минуты старик даже не поверил этому печальному известию, - так его, это, повидимому, поразило: «Разве он умирал? Ужли умирал?Аяй, аяй…Ну, был добрый, ну, ласковый и хороший, батька! Праведный был человек! Больше такой человек не будет! Наша мусульман и та вся любил его: этакий редка бывает…»

По возвращении из Белой горы в Казань, нам пришлось побывать по делу об обезпечении осиротелого семейства пенсией у председателя Братства Святителя Гурия, Ректора Императорской Духовной Академии, Преосвященнейшего Анатолия, Епископа Чистопольского. И когда этот досточтимейший и всеми уважаемый Владыка услышал от нас о смерти о.Симеона, то весьма был опечален этою скорбною вестью, встал со своего места и, взирая на святую икону, произнес с глубоким, благоговейным чувством, истово перекрестясь, молитву об упокоении души усопшаго новопреставленнаго иерея Симеона. Затем Владыка высказал свое глубокое и искренне сожаление о почившем, как о человеке весьма деятельном, для местной Миссии весьма полезном и притом весьма высокой нравственной жизни.

Владыка обещал принять самое родное и деятельное участие. Настоящая великая, всемирная, губительная война призвала о.Симеона к новому, дорогому и близкому его любвеобильному сердцу делу, - попечению о семьях запасных, призванных на войну. Для этого, по призыву свыше и с разрешения и благословения Святейшего Синода Епархиального начальства, при Старо-Ивановском Волостном Правлении, под председательством о.Симеона был образован и открыт Волостной Попечительный комитет о семьях запасных. О.Симеон так отдался этому богоугодному делу – помощи несчастным, - что положительно лишил себя покоя и отдыха и, несмотря на свои 55 лет, почти ежедневно за 5 верст пешком ходил в Волостное Попечительство для приема и удовлетворения нужд многочисленных просителей и просительниц волости, нуждающихся в помощи.

И так близко и любезно было его сердцу это св.дело, что, - как рассказывают очевидцы его праведной кончины, - и лежа на смертном одре, он все бредил разборкою дел просительниц: «Вот прошение жены запасного Натальи Васильевой, - просит о пособии. Да, г.г.я лично знаю эту женщину и ее положение: она – бедная, а у нея четверо малолетних детей; ей нужно помочь, необходимо помочь; для нас 4-5 руб. ничего не значат, а ей все же будет маленькая помощь…»Значит, сердце этого добраго пастыря, и умирая, болело за несчастных .

И вот такой-то человек, завоевавший себе, - и не даром, - симпатии всех слоев общества, умер, и умер почти внезапно. Смерть его застала на славном пастырском посту. Кончина его была праведная: он все время пел Литургийныя песнопения, как бы совершая Божественную литургию; после этого, подряд, пел великую панихиду по всем вождям и воинам за Веру, Царя и Отечество на брани убиенным… Часто бредил и разбором различных прошений о помощи несчастным семействам, взятых на войну, как бы Председательствуя в Волостном Попечительском комитете и делая нужные постановления, о чем нами было уже упомянуто раньше.

Как о. Сименон проводил свою жизнь только для Бога и для ближняго, так и умер с непрестанной молитвою на устах и с непрестающею заботой, непрерывным попечением об участи ближняго, беды и несчастия которого всегда находили живой отклик в его любвеобильном сердце. 25 мая была совершена Божественная литургия, а после нее и чин погребения, местным благочинным села Красного Яр свящ. В.П. о. Ястребовым.

Ему сослужили: священник с. Димитриевки Н.П. Нестеров, зять почившего, свящ. села Алексеевского П.К. Клобуков, свящ. Села Кубас Д.Ф. Пенкин, свящ. села Жукотина К.П. Ставропольский, свящ. с. Стараго Иванаево Н.И. Анонимов, свящ. с. Чистопольских Выселок А.И. Анонимов, свящ. с. Мордов. Баганы А.А., свящ. с. Тоябы А.Е. Никифоров, и старший сын почившаго свящ. с. Теньков Александр Симеонович Гаврилов; диакон Козлов, диакон С.П. Ташевский и диакон Аменицкий; псаломщик Лебедев, псал. А.Н. Вознесенский и местный псаломщик Н.А. Охотин. Погребение проходило при громадном стечении народа, как Белогорского прихода, так и иноприходного. Весьма трогательные речи были произнесены над гробом почившаго о. Благочинным В.П. Ястребовым и свящ. П.К. Клобуковым. О.Симеон скончался 55 лет от роду. Спи же сном праведника, многотрудившийся, добрый пастырь. Вниди, после твоих многополезных трудов, в радость Господа твоего! В малом был ты верен: над многим тебя Господь поставит! Да будет незабвенна о тебе память среди твоей осиротелой паствы во все роды родов!...

Литература:

Боголюбов Андрей, свящ. Некролог. Светлой памяти священника Белой Горы, Чистопольского уезда, Симеона Гавриловича о. Гаврилова.// Известия по Казанской епархии. – 1916. - №39-40