Е.Г. Арентова Социализм объединяет

Одним из важных достижений социалистической революции по декрету В. И. Ленина отчуждение религии от государства и освобождение школ от духовенства. Религия служила в царской России фактором существования непримиримой вражды между национальностями различных вероисповеданий.

 
Особенно агрессивно проявлял себя в Средне - Волжско - Камском крае магометанский фанатизм еще с древних времен - времен болгар - предков всех татар. Благодаря магометанской религии, проникшей сюда с юго-востока от арабов, произошел раскол морально-политической монолитности болгарской нации на группы: “Агауз (Гагауз) болгары” и “Камауз болгары” при общем языке болгаро-татарском.
 
Болгар /“Камауз Болгары”/принявших магометанскую религию, именовали “Камауз болгары”. Магометанское духовенство, арабы настойчиво, крепко внушали им слепую веру, покорность законам пророка Магомета, воспитывали в них приверженность к внешним религиозным обрядам и ненависть к последователям всяких других религий. Все вероучение Магомета было пронизано фатализмом и отвечало особенностям нрава и темперамента болгарского населения - верхнего и низового слоев.
 
Молитвы, шариат на арабском языке болгары заучивали формально в зубрежку, недопонимая смыслов слов, но сами домысливая их мистически. Чем меньше понимали, тем больше проникались фанатизмом ислама. Болгары, оставшиеся верными старине - традиционному кулъту болгаро-татарского народа, назывались “Агауз-болгарами”. Они сильно противились, мужественно боролись против натиска фанатиков /арабской/ религии магометан.
Борьба продолжалась то усиливаясь, то утихая и между их потомками ряд веков до начала 20 в./ соц. рев./ Агауз-болгары отличались сравнительно высокой нравственностью, непреклонной твердостью духа. Избегали нитей ведущих к родственным отношениям - связям с иноплеменниками, сохраняя в чистоте самобытность и язык.
Агрессия Камауз болгар.
 
Идея расширения мира правоверных последователей ислама фанатизирует духовных политиков камауз-болгар на омагометанизацию соседей язычников чуваш и др. народностей угрофиннов. По учению пророка Магомета шариатом обещано за обращение людей других верований место в раю со всеми благами. Камауз-болгары, духовенство действуют то угрозами, то ласками, внедряя в сознание чуваш и др. народностей фаталистическую убежденность в превосходстве магометанского вероисповедования.
 
В процессе бытового и религиозного общения со временем камауз болгары вступают с чувашами, уже магометанами и даже с мелкими народностями финно-угорского племени в родственные связи по крови и языку. Т.е., язык камауз-болгар пополняются словами, терминами не только арабской лексики, но и чувашской просторечной. Этнографические данные 1840-1945 г.г.
По нашествию монголо-татар часть гагауз болгаро-татар ушла из пределов Болгарии. Камауз-болгары сроднились и с монголами, приобретая не очень привлекательные антропоморфические черты монгольского типа. /напр. сравнительная коротковатостъ ног, скуловатостъ и пр./ При монголах в болгаро-татарском языке превалирует татарский язык, вытесняя постепенно устаревшие болгарские слова.
 
Христианизация.
После покорения Казани русским царем Иваном IV началась христианизация края. В 1-ю очередь крестились ради сохранения своего положения или материального благосостояния верховные чины ханства: мурзы, князья, беки. Одним из крестившихся мурз был прадед Г.Р.Державина, русского поэта-классика. Затем крестились служилые и торговые люди городов, промышленных и больших селений. Низовая масса магометян, т.е. потомков камауз болгаро-татар, осталась вне поля действия миссионеров - прн своей вере. Потомки гагауз болгар-татар и другие языческие народности крестились, покоряясь власти и в целях защиты от притеснения магометян без особого насилия.
 
Русские знали и называли камауз и гагауз болгар-татар общим именем “татары”. Но потомки камауз болгар-магометане стали называть себя уже мусульманами, а не татарами, что оскорбляло их. Теперь термин “татары” они относили исключительно к крещенным татарам из гагауз-болгаро-татар, т.к. ненависть камауз магометан к ним возросла еще более.
 
Принятие православной веры татарами и др. мелкими народностями выражалось лишь во внешних формах. При крещении они получали русские имена, браки узаконялись венчанием в церкви. Церковь посещали только перед смертью, исповедываясь и причащаясь. Умерших отпевали в церкви и хоронили, снаряжая по русскому обряду. Это казалось удовлетворяло правительство и духовенство. Они не принимали должных мер к приобщению крещенных масс к русской культуре через соответствующие школы. Казанские крещенные татары и другие инородцы оставались без всякой своей письменности.
 
Н.И.Ильминский - просветитель казанских татар.
Первый обратил внимание на двойную отсталость их по религии и культуре Николай Иванович Ильминскии - ученый тюрколог, преподаватель тюрско-татарского языка в Казанском университете. После сравнительного изучения татарского, казахского, арабского, господствующих европейских языков он пришел к оригинальному заключению, что лучше приспособить русский алфавит для крещенных татар с изменением некоторых букв по начертанию и с добавлением диакритических значков для точнейшего выражения звуков разговорного наречия крещенных татар.
 
В 1886 г. Ильминский выпустил составленный им букварь для крещенных татар в виде небольшой книжки в 34 стр. на русской транскрипции, приспособив ее к фонетике татарской для обучения грамоте по звуковому методу на их родном языке. В своей творческой работе, идя дальше, Н.И.Ильминский составляет и издает первоначальный учебник русского языка /словарь/ с приложением краткой грамматики, тоже небольшого формата в 90 стр. и еще в 56 стр. с 32 образцовыми урокам русского языка в пособие для малограмотных учителей, крещено-татарских школ.
 
В 1870 г. в Совете министров Народного Просвещения в присутствии попечителей учебных округов, инспекторов инородческих школ Казанского учебного округа решено одобрить систему Ильминского по первоначальному обучению грамоте на родном наречии каждого племени. Но, не дожидаясъ этого, вся эта система Ильминского была уже принята и другими инородцами, ибо по тому же образцу Переводческая комиссия православного миссионерского общества выпускает книги и для остальных инородческих школ. О системе Ильминского положительно отзывался И.Н.Ульянов и был душевно рад, что Иван Яковлевич Яковлев, просветитель чуваш, был одним из первых защитников и последователей системы Ильминского по первоначальному образовению инородцев крещенных татар и др. инородцев на родном языке.
 
Каюм Насыри, просветитель татар, признавал методы работы Николая Ивановича эффективными по начальному образованию крещенных татар и советовался с ним по интересующим его вопросам дидактики русского языка для татар-мусульман.
 
После Советской Социалистической революции мусульмане-татары тоже перешли в конце концов на русский алфавит с некоторым изменением его, как и другие нацмены раньше. Ильминский энергично хлопотал об открытии инородческих школ и об обучении в них грамоте на родном живом разговорном их языке. Школы первоначально открывались на счет “Братства свт. Гурия” и назывались братскими. Затем Ильминский добивался постепенного перевода братских школ на счет земства и Министерства Народного Просвещения, особенно в больших селениях.
Так, по инициативе и ходатайству Н.И.Ильминского, в большом селении Молькееве Министерская школа на смену братской открылась в 1870 г. и туда же Н.И.Ильминский назначил учителя Тимофея Ивановича от 21 сентября 1870 г.   Иванов вместе с женой, оба стали обучать грамоте и первоначальному образованию крещено-татарских и других инородческих детей. Школа и содержание учителей приняты на счет Министерства Нар. Просвещения. Приспособление русского алфавита в качестве букваря для обучения грамоте старо-крещенных татар на родном языке, составление первоначального учебника русского языка, открытие в деревнях братских школ и постепенный перевод этих школ в земские и министерские училища - все это является прогрессивно положительной, благодарной стороной административно-педагогической деятельности Н.И.Ильминского.
 
Ильминский-миссионер.
С другой стороны доминирование закона Божья с 1-х шагов учения вплоть до конца курса 3-годичных школ на крещено-татарском языке подавляло учение и развитие реальных знаний.
Учебниками по закону Божью и разными книгами религиозно-нравственного, православно-христианского содержания на татарском языке братские школы снабжались в изобилии, тогда как по арифметике, письму, русскому языку, естествознанию, дидактическому материалу ощущался весьма серьезный недостаток. На содержание школы отпускалось 20 рублей всего.
Работа братских учителей была мученическим подвигом. Они получали в год 50 рублей жалованья. Сверх исполнения своих прямых обязанностей по первоначальному образованию и церковному пению, учителя занимались еще по закону Божью за сельского священника, который номинально числился законоучителем и получал 100 рублей, фактически посещая школу ради проверки не более 2-3 раза в году.
 
Деревенские братские учителя могли выдерживать такой труд, непосильный при голодном существовании не более 5 лет, редкие крестьянствующие - до 10 лет. Последних со временем посвящали в священники. Николай Иванович очень огорчался, когда учителя уходили из братских школ на службу в другие ведомства, или поступали минуя Центральную крещено-татарскую школу в другие учебные заведения светского типа.
 
Так он очень сердился и в гневе написал заведующему Центральной крещено-татарской школой в ответ следующее письмо от 8 апреля 1882 г.:
“Возвращаю тебе письма Андрея и Дмитрия. Видно, Дмитрий-то большой негодяй, хочется ему столкнуть Андрея с места. И зачем это он хочет пуститься в земледельческую науку? Мне кажется, его вовсе нужно из учителей долой. Ибо он уклоняется от настоящего дела - христианского образования.” Не требуется комментарий, чтоб понять основную миссионерскую идею Ильминского.
 
Воздействия Н.И.Ильминского через школы, через учителей на крещено-татарское население не достигали миссионерско-просветительных целей его. Учителя, индиферентные к религии, вообще, не были приверженцами миссионерства. Не были миссионерами и сельские священники и даже ближайший помощник и друг Николая Ивановича - 1-й заведующий Центральной крещено-татарской школы /до 1895 г./ и его приемник - последний заведующий Центральной крещено-татарской школы /до 1917 г./ Оба, как недостаточно образованные, цепко держались за свое место. 0тсюда и положение, утверждение Ильминского, что для православного христианства крещено-татарского населения довольно 3-х годичной грамотности на родном старо-крещено-татарском языке.
 
Единственно деятельным христианским миссионером на весь крещено-татарский мир был сам Н.И.Ильминский, убежденный истинный христианин. Трудясь почти весь свой век /30 лет до 1891 г./ только и только по христианизации христиан-татар-старо-крещенных, Николай Иванович Ильминский помог старо-крещено-татарским населениям еще более ограниченно обособиться в малую нацию, сохранившую стариннейший татарский язык в чистоте, разительно отличный от современного арабизированного мусульмано-татарского, сохранившую свои самобытные нравы, обычаи, обряды, свою психологию и всякие свои природные особенности.
 
Не зная русского языка, нося русское имя и исповедуя русскую веру на старо-крещено-татарском языке, они остались не приобщенными к русской культуре, к русскому народу. С другой стороны, веками воспитанные вне магометанской религии еще со времен гагауз болгаро-татар и с 16 века в христианской вере, не могли они морально-политически присоединиться и к мусульманам-татарам. Так старо-крещенные татары остались в тупике, в морально-политической изоляции. 1917год. Подоспела социалистическая революция. Если религия разделяла нации, то социализм объединил. В 1920 году образовалась по декрету Владимира Ильича Ленина единая Татарская Советская Социалистическая республика, так что название “мусульмане” и “крещенные тетары” остаются уже лишь историческими терминами.
 
1-е доб. Ильминский как бы в упрек говорил учителям: “У мусульман-татар в каждом селении мечеть, обучение исключительно религиозное, с ревностным исламизмом. Почти все /каждый/ грамотные мусульмане представляют из себя активного миссионера магометанства”.
Единственным деятельным христианским миссионером на весь крещено-татарский мир был он сам Н.И.Ильминский.
 
2-е доб. Татаро-мусульмане незабываемо, навечно возненавидели Ильминского, как христианизатора.
Одно имя Ильминского восстанавливало их против крещенных татар.
 
“100 лет школе”
Газ. Сов. Татария. II.IV.1970 г.