Приложение V

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КРЯШЕН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КРЯШЕНЫ УДМУРТИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОСА

В настоящей справке представлен краткий анализ результатов исследования, проведенного группой сотрудников отдела этнологии и социологии Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН согласно Договору, заключенному с Министерством национальной политики Удмуртской Республики 27 июля 2000 г.

Осуществление сбора информации по проекту "Кряшены Удмуртии" осуществлялось как традиционными методами этнографии (фотоснимки, беседы со старожилами, визуальный осмотр, этнографический эксперимент и т.д.), так и методом выборочного этносоциологического обследования по специально разработанной анкете. Структура выборочной совокупности для обследования базируется на трех параметрах: пол, возраст, уровень образования. В компьютерную разработку включено 158 анкет; количество обследованных составляет около 10 - 15 % от предполагаемой численности кряшен Удмуртии (обычная норма для подобных обследований в российской социологии - около 1%). Это позволяет считать, что полученные данные обладают большой точностью и близки к показателям генеральной совокупности.
Кряшены на территории Удмуртии компактно проживают в Алнашском, Граховском и Кизнерском районах. В качестве объекта исследования были выбраны кряшены, проживающие в Граховском районе, так как здесь проживает большинство кряшен Удмуртии, известна их примерная численность и населенные пункты, в которых они составляют большую часть жителей. Кроме того, только в этом районе функционирует культурное общество кряшен. По другим районам подобных данных пока не имеется. Информация получена как в населенных пунктах традиционного проживания кряшен (известных по источникам XIX в.), так и в ближней диаспоре. Обследованию подверглось и население районного центра - с. Грахово; хотя данный населенный пункт относится к категории сельских, однако сфера занятости, социально-культурные условия и демографическая структура населения здесь значительно отличаются от традиционных сельских.

Задача исследования - получение сведений об этническом самосознании кряшен, направлении и глубине этнических процессов, приверженности традиционной культуре, внутриэтнических информационных связях, по некоторым аспектам семейно-брачного поведения, языковому поведению с целью информирования директивных органов о современном состоянии этноса и возвращения в государственную статистику исторического самоназвания.
Брачно-семейные отношения кряшен. Большая часть взрослого населения (16 лет и старше) состоит в браке (70,9%).Обращают на себя внимание некоторые особенности брачного поведения кряшен: во-первых - прочность семейных уз; лишь 1,3% их находятся в разводе; во вторых - узость брачного ареала: 72,4% состоящих (или состоявших) в браке имеют партнера из своего или соседнего населенного пункта. Это позволяет поддерживать очень тесные родственные контакты. Несмотря на то, что доля межнациональных браков имеет тенденцию к увеличению, исследование зафиксировало очень интересный с точки зрения характеристики национального самосознания факт: очень низкий удельный вес кряшенско-татарских браков (2,3%), несмотря на то, что этнодемографическая ситуация не создает препятствий для таких браков. Здесь, по-видимому (это требует дальнейших исследований), срабатывает как традиционная неприязнь людей, принадлежавших к различным конфессиям, так и психологические механизмы (особенно это характерно для современ-ности) отторжения от этноса, к которому причисляет кряшен официальная статистика.
Языковое поведение. Подавляющее большинство (70,9%) кряшен признают наличие отдельного, отличного от татарского, кряшенского языка и только около четверти опрошенных (в основном молодежь, уже перешедшая на русский язык, и часть лиц с высшим образованием) тот язык, на котором говорят кряшены, считают одним из диалектов татарского языка. Язык кряшен признают родным более половины (57,6%) опрошенных, 15,8% перешли на русский язык и лишь 11,4% в качестве родного назвали татарский. Но, даже признавая родным татарский язык, в быту его используют только 5,1% кряшен. а более половины (59,5%) пользуются в семье языком кряшен наряду с русским. Таким образом, и в языковом поведении наблюдается стремление к дистанцированию от татарской культуры и предпочтение русского языка.
Приверженность национальной культуре. Интерес к традицион-ной культуре измерялся в обследовании отношением к национальной одежде и традиционной пище. 62% опрошенных ответили, что национальная одежда им нравится, однако при этом достаточно высока доля не знающих национальную одежду своего народа и безразличных к ней и, более того, 17,6% кряшен относятся к ней негативно. При этом интересно то, что среди негативно относящихся к национальной одежде, как ни странно, больше женщин, причем старшего возраста, а среди не знающих ее - мужчин и молодежи. Высок "рейтинг" и национальной кухни: только у 16,9% опрошенных не бывает на столе национальных блюд (национальными считались те блюда, в качестве которых их признавали сами информаторы). Отсутствие или редкое потребление национальных блюд опрошен-ные объясняли дороговизной необходимых для их приготовления компонентов или неимением их. О высоком статусе национальной культуры говорит и то, что в последние годы значительно усилился интерес к традиционной культуре (лишь у 1,3% опрошенных он снизился). При этом примечательно то, что интерес к собственной национальной культуре растет в значительно большей степени, чем интерес к культуре других народов, хотя и здесь заметен значительный прогресс. Тенденция очевидна: наблюдается рост значе¬ния национальной культуры в самоидентификации индивидов. Прав¬да, это в меньшей степени относится к молодежи.
Социальное самочувствие кряшен. Одним из факторов социального самочувствия является ощущение неравноправного положения своего этноса. Большинство опрошенных кряшен такого чувства не испыты¬вают, однако более чем у трети опрошенных (37,3%) оно иногда возникает, причем в большей степени у лиц с высшим и средним спе¬циальным образованием. Вероятно, они острее чувствуют проблемы развития этноса, к которому принадлежат. В качестве причин, индуцирующих подобные чувства, называются, как правило, личный опыт общения с представителями других этносов и официальная политика властей по отношению к кряшенам, прежде всего, непризнание их как отдельного этноса. Для ликвидации элементов дискриминации (по мнению опрошенных, существующей по отношению к ним) большинство кряшен согласились с пунктом анкеты, предлагающей увеличение представительства в органах управления, издание газет и журнала на языке кряшен, создание культурных обществ, четверть опрошенных полагает необходимым предоставление кряшенам льгот при поступлении и вузы, а 7,6% считает возможным и создание отдельных сельских администраций кряшен в местах их компактного проживания Социальное самочувствие во многом определяется материальным положен нем людей. Большинство опрошенных признали, что внедрение в стране рыночных отношении существенно изменило их жизненные условия в худшую сторону; лишь 13,9% отмстили улучшение своего материального положения. Правда, в данном вопросе мнение молодежи и лиц старшего поколения существенно разнится, но, при оценке влияния рыночных реформ на изменение условий жизни следует опираться на мнение людей старшего поколения (а они практически все отметили ухудшение своего благосостояния), так как современная молодежь не в состоянии адекватно оценить сущность и глубину преобразований, поскольку в начале так называемых реформ они были еще детьми. Тем не менее, кряшен можно считать оптимистами; лишь 6,3% опрошенных, оценивая свое будущее в ближайшие годы, твердо уверены в дальнейшем ухудшении своего положения. Остальные в той пли иной мере сохраняют надежду на более лучшее будущее. Правда, и здесь мнение людей старшего поколения не вписывается в оптимистический настрой и, вероятно, они правы, поскольку анализ реальной ситуации в стране дает мало поводов для формирования оптимизма.
Национальное самосознание. Подавляющее большинство кряшен надеются на то, что будущая перепись населения 2002 г. будет учитывать их как отдельный этнос. В этом случае 76,6% опрошенных назовут свою фактическую национальную принадлежность – кряшен (наиболее патриотично здесь настроены лица с высшим образованием), 3,8% - русскую и лишь 3,2% останутся в составе татар. Правда, 16,5% опрошенных еще не сформировали свое отношение к данному вопросу однако надо полагать, что и большинство неопределившихся (это в основном молодежь) также откажутся от принадлежности к татарской нации, так как на их национальное самоопределение, несомненно, повлияет общий этнопатриотический настрой. Значительно большие затруднения вызвал вопрос о будущей национальности несовершеннолетних детей; пока не имеют определенного мнения 36,6% родителей. Однако и здесь большая часть родителей, скорее всего, отдаст предпочтение национальности "кряшен"

Исследование показало, что кряшены – высококонсолидирован-ный этнос: лишь 1,9% опрошенных признали, что их со своим этносом ничего не связывает. Остальные наиболее значимыми консолидирующими факторами назвали (по степени убывания значимости) язык, общее происхождение, народные обычаи, религию, черты характера. По мнению опрошенных, кряшены - единый народ, не имеющий в своем составе какие-либо этнокультурные группы. Часть информаторов отметила лишь некоторые различия в языке кряшен, проживающих в Удмуртии и проживающих в Татарстане. В то же время, исследование не обнаружило ни одного человека, не отметившего различия между кряшенами и татарами. Наибольшую значимость в качестве этноразделительных факторов, по мнению опрошенных, имеют (по степени убывания значимости) религия, язык, народные традиции, внешность, черты характера, уклад жизни.

Таким образом, кряшены - высококонсолидированный этнос с плотными внутриэтническими связями и высоким уровнем национального самосознания, слабо подверженный ассимиляцион-ным процессам (русификация, на мой взгляд, начинается только сейчас) и ярко выраженным стремлением отмежеваться от татарского этноса, к которому причисляет его официальная статистика. Кряшены имеют в своем составе мощный слой культурной и управленческой элиты и способны самостоятельно решать вопросы национально-культурного развития.

Заведующий отделом этнологии и социологии Г.К.Шкляев.

КРЯШЕНЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Необходимость изучения локальной группы кряшен Удмуртии была вызвана прежде всего запросом руководства Республиканского национально-культурного центра кряшен Удмуртии в лице его председателя В.Н. Рязанова. В своем письме руководству института он писал: «В научном отношении кряшены Удмуртии не исследованы, а ученые из татар делают искаженные выводы об истории возникновения кряшенского этноса. Они кряшен относят к этноконфессиональной группе в составе татар Волго-Уральского региона (Д.М. Исхаков, Ю.Г. Мухаметшин, г. Казань). Якобы кряшены - это татары, но с другим вероисповеданием. По их мнению, это не отдельный этнос, возникший тысячелетие назад - в языческом периоде, а в 16-17 веках - периоде христианизации татар Поволжья».
В связи с тем, что предстоит перепись населения в 2002 г. кряшены, лишенные своей строчки в переписи 1939 г., обратились в правительственные органы Российской Федерации, Министерство национальной политики Удмуртской Республики с просьбой включить их в перепись отдельной строкой, как самостоятельный этнос. Просьбу обсудили и приняли решение о выделении специальных средств на проведение этносоциологического исследования и заключении договора между министерством и институтом.
В соответствии с этим договором было проведено комплексное исследование кряшен, включающее изучение их методами классической этнографии - детального изучения быта, обрядов, одежды, пищи и т.д. и анкетного опроса. В целях выявления многих аспектов жизни и быта была разработана специальная анкета выборочного этностатистического обследования. Данные по демографии и социально-экономическому состоянию района предоставлены автору статистической службой районной администрации и аналитической группой Госсовета Удмуртии.

Численность кряшен в Граховском районе
По данным переписи 1989 г., кряшен в Граховском районе, записанных как татары, насчитывалось 690 чел. Основными населенными пунктами их компактного проживания являются село Новогорское, деревни Порым, Нижний Тыловай, Шарберды. По оценкам заместителя главы администрации Граховского района Козлова Михаила Максимовича (кряшена), половина из всего кряшенского населения района проживает в районном центре Грахово.
Население в района за последние 10 лет, как и во всей Удмуртии, количественно не росло, а сокращалось в результате физического вымирания,. В 1990 г. родилось 201 чел., умерло 153, т.е. прирост составлял 46 чел. За 1999 г. родилось 127 чел., умерло 178. Убыль населения составила 51 чел. Из этих данных можно предположить, что численность кряшен в Граховском районе за этот период также не увеличилась.

История возникновения подгруппы елабужских кряшен
Точная дата появления кряшен в Граховском районе документально не зафиксирована. По сообщению 82-летней жительницы с, Порым, бывшей учительницы начальных классов Петровой Анны Андреевны, порымские кряшены - это переселенцы из соседней деревни Гришкино, расположенной близ г. Менделеевска. Первыми переселенцами были семьи Петровых, Кабановых, Черняевых. Фамилии до сих пор существуют. Исследования ученых подтверждают данное предположение и дополняют более конкретными сведениями: елабужская подгруппа кряшен основала отдельные выселки и починки (Новое Утчаново, Малый Шурняк, Новое Гришкино, Крещеный Тыловай) еще в конце XVIII - начале XIX в. А вообще территории южного Прикамья кряшены заселили еще в период функционирования Булгарского государства, т.е. около тысячи лет тому назад. (Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. М. 1977. С. 21-22).
Несмотря на то, что кряшены селились в непосредственной близости к удмуртским деревням (так, д. Порым обосновалась всего на расстоянии 1 км от удмуртской д. Кузебаево, а Нижний (Крещеный) Тыловай, имеющий удмуртское название, тоже, видимо, изначально был заселен удмуртами) межэтнические конфликты ни документально, ни в устных преданиях не зафиксированы. Вполне возможно, что в тот период земли всем хватало. Жить в согласии и дружбе с другими народами было намного выгодней, чем вступать в конфликты. Не случайно, еще в 1593 г. казанский митрополит Гермоген в донесении царю Федору Иоанновичу писал, что «новокрешены с татары, и с чувашею, и с черемисою, и с вотяки вместе и едят и пьют с ними содново...» (Там же, с. 16)
Как во всяком народе, среди крящен бытуют различные мифы и легенды о собственном происхождении. При этом они позволяют себе подшучивать над собой, что говорит о здоровом духе народа, корректной этнической самооценке, не исключающей самоиронию. По словам местных старожилов, период, когда боги раздавали народам языки и веру, кряшены проспали. Аллах подарил татарам татарский язык и мусульманскую веру, бог подарил русским русский язык и православную веру. Все были довольны. Но вдруг появляются еще люди и требуют себе веру и язык. Бог и Аллах в затруднении. Посовещались и решили объединить усилия; Аллах им дал язык татарский, а православный бог - веру православную. Вновь все стали довольны.
Другая шутка утверждает, что кряшены - великие мастера заимствовать чужое: они присвоили у татар язык, у русских - веру, у удмуртов - одежду и пищу.
По сообщению информатора А.А. Петровой, к началу 1930-х гг. в д. Порым насчитывалось 50 домов. Могло быть, по-видимому, больше, но в 1920-е годы, особенно во время голодомора, часть кряшен, прежде всего 4 брата Никаноровых, уехали на Дальний Восток и создали на Амуре рыболовецкое хозяйство «Елабуга на Амуре». Они оттуда посылали родственникам соленую кету, но сами никогда не приезжали. В письмах сквозила большая тоска по родине и были очень жалобные слова: «И самих нас вы не увидите, и на могилах наших не побываете».
В 1930 г. 26 домов сгорело. По преданию, пожар возник из-за человеческой алчности. Два брата с фонарем забрались в подполье делить спрятанные в туеске золотые монеты. Разодрались, разбили бутыль с керосином и фонарь. Дом загорелся, братья сбежали, а налетевший ветер в летнюю жару помог огню уничтожить половину деревни.
Кряшены - народ упорный и высокоорганизованный, в отчаянье не -впали, строились, как и местные удмурты, созывая еме (удм. веме, рус. помочь). Однодеревенцы коллективно помогали друг другу рубить сруб, возводить стены и крышу, а отделочные работы осуществлял хозяин. Таким методом они пользовались вплоть до 1990-х годов.
Порым и Кузебаево вместе с пятью русскими деревнями входили в Архангельский сельский совет, но село Архангельское, как многие русские деревни в пятидесятые-шестидесятые годы, начало редеть в виду усиленной миграции населения. Первая волна мигрантов переселилась в основном в город Березники и Казахстан. Вторая волна миграции началась в связи со строительством Камаза и Келаза. Жители Граховского района, в том числе и многие кряшены, переехали в Елабугу и Набережные Челны.
В связи с исчезновением села Архангельское, сельский совет был переведен в деревню Порым и объединил две оставшиеся деревни, входящие в колхоз «Прибой» - в прошлом одно из лучших хозяйств в Граховском районе. Наилучшим периодом в жизни колхоза местные жители считают 1980-е годы, когда хозяйством руководил известный всему району человек - Василий Михайлович Петров. При нем были построены здания сельского клуба и правления колхоза (последнее местные острословы назвали «рейхстаг Петрова»).
Огромное внимание уделялось строительству жилья. На свободном между деревнями Порым и Кузебаево участке выросло около 20 двухквартирных домов с обширными приусадебными участками. В них поселились удмурты и русские, а также пять семей кряшен. В 1990-е годы все дома были приватизированы.
Ввиду того, что две деревни практически слились, было решено их объединить под одним названием и теперь село называется Порым. В нем 298 дворов с населением 597 чел. Трудоспособных - около 300 чел., пенсионеров - 120. Кряшенов насчитывается около 150 чел. Трудоспособные в основном работают в колхозе и селе Грахово, расположенном в 4-х км.
Другим населенным пунктом, где компактно проживают кряшены, является д. Нижний Тыловай Новогорского сельского совета. В ней проживает 102 чел. Из 60 дворов 19 используются как дачи бывшими жителями или их потомками из Грахова, Новогорского, Менделеевска, Елабуги и даже - Ижевска. Деревня имеет тенденцию к вымиранию. За последние 10 лет в ней умерло 28 чел., в т.ч. 4 молодых. Родилось 20 чел. В отличие от других населенных пунктов, здесь слабо занимаются домашним хозяйством. Коров насчитывается всего 32, свиней 39, коз 5, овец 17, птицы 296 гол, - в основном куры.
Социально-экономическая характеристика Граховского района
В социально-экономическом. положении кряшен Граховского района отражается общее состояние дел в стране, республике и районе. Граховский район образован 15 июля 1929 г. Территори его 970, 5 кв. км. Население - 11375 чел. Районный центр с. Грахово имеет нас. 4034 чел. Это чисто сельскохозяйственный район, в котором имеется 6 колхозов, два ТОО, 3 сельскохозяйственных производственных кооператива, государственный конный завод, 40 крестьянских фермерских хозяйств. Основные направления хозяйст-венной деятельности - мясомолочное с развитым зерновым хозяйством, племенным скотоводством и коневодством.

На территории района расположены предприятия «Граховоре-монтпред», ТОО «Энергия», АООТ «Граховомолоко». С 1994 г. промышленность района убыточна. Практически не работает АООТ «Граховомолоко», на 4,9% к уровню соответствующего периода 1999 г. произведено строительно-подрядных работ (освоено 17 тыс. руб.) Строительно-монтажные работы не производились вообще. Год от года сокращается производство сельскохозяйственной продукции. В 1990 г. посевная площадь под зерновыми и зернобобовыми составляла 44980 га, в 1999 г. - 31193 га, притом под зерновыми 10 лет тому назад было занято 27507 га, ныне всего 16748 га., картофеля соответственно 585 и 7 га. Валовой сбор зерновых сократился за этот период с 35179 тонн до 14755 тонн. До 2000 г. шло сокращение поголовья всех видов скота. Крупного рогатого скота в 1990 г. насчитывалось 16515 голов, к 1 января 2000 г. - 7662 головы, свиней соответственно 7832 и 2612 головы, овец было 4346 голов, теперь их в районе нет. И даже в 2000 г. за 5 мес. более чем на 30% сокращено поголовье свиней. В целом продукция животно-водства нерентабельна. Соответственно сократилось производство мяса в живом весе с 2474 тонн до 923 тонн и почти наполовину сократилось производство молока( с 14 тыс. тонн до 8,5 тыс. тонн).
На судьбах жителей Граховского района, в том числе и кряшен, наиболее тяжелыми последствиями отразилось последнее десятиле-тие - период необдуманных авантюристических реформ и разграб-ления народного богатства страны кучкой коррумпированных и олигархических заправил. Неэквивалентный обмен промышленных товаров, особенно энергоносителей и сельскохозяйственной про-дукции не позволяет вести расширенное общественное произ-водство. Оно имеет неуклонную тенденцию к сокращению вообще, но особенно в тех районах, которые находятся в отдалении от рынков сбыта продукции.
По финансовому положению Граховский район находится на одном из последних мест в республике и обеспечивает собственными усилиями только 1/5 часть бюджетных расходов. Остальные расходы производятся за счет финансовой помощи из республиканского бюджета. За 1-е полугодие финансовое положение района несколько улучшилось, но это не повлияло существенно на общие результаты. Из республиканского бюджета было получено 11,2 млн. рублей дотаций, что составило 60,6% годового назначения. По состоянию на 16 июня сумма задолженности по заработной плате из районного бюджета составила 418 тыс. руб. Заработная плата работников предприятий составила 658 рублей (147,1% по отношению к январю-апрелю 1999 г).
В районе 232 семьи нуждаются в получении кредитов под индивидуальное строительство жилья. В 1999 г. кредит получили всего 10 чел. На сумму 49 тыс. руб.
Особенно большие проблемы накопились в социальной сфере. Газификация населенных пунктов района осуществлена - не более 5%, уд. вес жилищного фонда с водопроводом в 1999 г. составил 5%, канализацией - 0,5%, центральным отоплением - 0,5%, горячим водоснабжением -1%.
Требуется строительство трех школ, в том числе - двух средних . Порымская школа стоит на подпорках. В ветхом состоянии находятся здания центральной районной больницы, часть из которых построена еще в 1897 г. Район находится на последнем месте в республике по строительству дорог, водопровода, электрификации и т.д.
Депрессивное состояние района ведет к острым проблемам по трудоустройству населения, особенно молодежи. В 1999 г. закончило среднюю школу 127 чел., поступило в ВУЗы - 29, вернулось из ВУЗов на работу в район всего 2 чел. Поставлено на учет по безработице 410 окончивших 10 классов и 170 чел. подростков.

Социально-экономическое положение кряшен района
Основным занятием сельских кряшен Граховского района является сельское хозяйство, приобретающее все в большей степени натуральный характер. Следует отметить, что до революции и вплоть до 1950-х гг. в Граховском районе разводилась знаменитая порымская мясная порода свиней. К сожалению, генофонд ее полностью утерян, порода исчезла. В свое время она являлась гордостью кряшен и удмуртов, производящих прекрасные окорока (макес), рулеты (котул) и корейку (котурдэс).
Обеспечение скота, являющегося одним из основных источников жизнеобеспечения, осуществляется за счет личных приусадебных хозяйств, размер которых в среднем 45 соток. Кроме того, почти каждый двор арендует в коллективном хозяйстве определенное количество земельной площади под посевы многолетних трав и посадку корне - и клубнеплодов.
Вспашка, обработка, уборка арендуемых площадей произво-дится пока за счет колхозно-совхозной техники, которая уже выходит из строя вследствие физического износа и на приобрете-ние ее хозяства не имеют средств. Коллективные хозяйства за определенную плату выделяют зерно, фураж, сено и солому (без ограничения и бесплатно), В 2000 г. центнер зерна стоил 350 руб., и многие кряшены жаловались, что при таких ценах скот держать будет невыгодно. Земельные паи, выделенные каждому сельхозработнику по Указу Б.Н. Ельцина №337 от 7 марта 1997 г., находятся в распоряжении колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
Типичные хозяйства в Порыме:
1. Родители средних лет, трое детей. Жена доярка, муж безработный. Раньше работал в "Сельэнерго", но сократили. Имеют дом, надворные постройки, гараж, легковой автомобиль, корову, теленка, 4 поросенка, 10 кур. Доходы" получают в основном с приусадебного участка и случайных заработков мужа. Жене зарплату выдают примерно раз в квартал, 300-400 рублей. В счет зарплаты в колхозе берут зерно, фураж, продукты. Старший сын учится в Елабужском техническом училище, хочет поступить в Казанский авиационный институт. Его, как одного из
лучших учеников в числе трех из группы, на льготных условиях возьмут в ВУЗ. Родители будут платить только 2000 рублей.
2. Пенсионерка. Имеет корову, теленка, 3 поросенка, 2 овцы, 15 кур, 5 гусей. Приусадебный участок 40 соток. Утверждает: "Кормлю двух дочерей, двух зятьев и их детей всеми продуктами с личного хозяйства". Живут дети в Грахово со своими семьями, но постоянно приезжают домой и помогают по хозяйству.
3. Семья из д. Нижний Тыловай. Старик 69 лет, жене 67. Держат двух коров, 2-х поросят, 1 овечку (собираются зарезать). Участок 50 соток. Живых детей 5. Один сын живет в Менделеевске, другой - в Н. Челнах, третий - в Нижнекамске, дочка - в Казани. Внучат 10 чел. Все говорят по-русски.
Фермеров среди кряшен мало. В д. Порым Грахова Раиса Геннадьевна выращивает поросят на продажу в основном местным потребителям. Особым богатством не выделяется. Один из жителей Порыма в собственном инкубаторе выводит цыплят местных пород кур, которые отличаются более высокой живучестью, чем породистые из промышленных инкубаторов. В 2000 г. продавал суточного цыпленка по 7 руб. за голову. Цыплята пользуются у местных жителей большим спросом, покупают их по 20-30 голов в одно хозяйство. Во взрослом состоянии они представляют живописное разнообразие красок оперения.
Практически почти все кряшены в настоящее время едва сводят концы с концами. Все дома в основном построены до перестройки. В дер. Порым имеется 11 автомобилей, более 10 мотоциклов (многие не зарегистрированы). Все они также приобретены в тот период. По оценке многих порымцев и нижнетыловайцев, перестройка всем испортила жизнь. Один из них пожелал "Ельцина и Горбачева повесить". Почти все опрашиваемые утверждают, что с введением реформ их жизнь намного ухудшилась.
За 5 последних лет в объединенном Порыме построено всего 3 дома. В настоящее время строится еще один, заметно выделяющийся среди остальных своим видом, архитектурой и богатством - это дом заместителя главы администрации Граховского района Петрова Геннадия Андреевича, уроженца этой деревни. Остальные все приземистые, покрытые шифером, несколько домов имеют железные крыши.

Жилище, одежда, пища кряшен
В облике домов и их декоре превалируют голубые тона, наиболее популярные у татар. В такой же цвет покрашены наличники, палисадники, ворота. Перед домами огорожены палисадники, в которых в основном посажены цветы: золотые шары, георгины, мальва. Около домов - кусты вишен, яблонь, калины, черноплодной рябины. Большинство яблонь сорта Уральская наливная.
Культура садоводства развита давно. Колхоз имел свои сады, где выращивались яблони, ягодники. Теперь сад бесхозный и стал местом паломничества любителей легкой добычи, в основном из Грахово.
В огородах растет картофель, свекла, лук, чеснок, огурцы и помидоры. Подсолнух почти не садят. Наиболее распространенным сорняком является ширица.
По углам домов вплоть до карнизов поднимается хмель. В деревне гонят самогон. Крепость его не ниже 30°.
Кряшены любят национальные блюда. Те, кто имеет корову, нередко готовят каймак. Цельное молоко в гончарной посуде ставят в не очень жаркую печь на томление. Когда сверху корочка покраснеет, остужают. На второй день сверху снимают сметану и едят с блинами, комбинируя с вареньем, медом. Распространенным блюдом является также дурысмак. Блюдо подобно удмуртским перепечам. Готовится из пресного или сдобного теста. Начинка, накладываемая сверху, может быть разнообразной: мясной фарш с различными добавками (лук, рубленый картофель, зелень), творог - также в сочетании с различными добавками. Пресное тесто с 4-х сторон завертывается и дурысмак становится четырехугольным.
Любимым блюдом кряшен является также кровяная колбаса. Блюдо, явно заимствованное у удмуртов (виртрен, виртырем), но кряшены считают его своим. Колбаса делается из тех же компонентов, что и удмуртский виртрен: кровь, внутреннее сало, потроха, пшеничная крупа, специи. Все это закладывается в тщательно промытые кишки, связывается с обоих концов и варится на медленном огне. Время от времени колбаски протыкаются вязальной иглой, чтобы не лопнули.
Рулет, изготовляемый из брюшной части свинины, также похож на удмуртское блюдо котул. Также, как удмурты, кряшены выпекали или коптили гусей.
Национальная одежда кряшен (платье) вобрала в себя элементы костюма трех народов: удмуртов, татар и марийцев. Головной убор особенный - в виде шлема, с наушниками из серебряных монет.
Анна Григорьевна Иванова из д. Н. Тыловай хранит костюм своей бабушки, прожившей 93 года и умершей 20 лет тому назад. Можно предположить, что этому костюмному комплексу отроду 150 лет. В нем имеются: 1. Сюреке - кокошник, серебряное шитье, 2. Наушники с пришитыми к ним серебряными монетами, соединены меж собой тесьмой. 3. Танакса – серебряные монисты нагрудные. 4. Майтумар - чресплечная перевязь (по удм. камали, кусильвесь). 5. Кульмек - платье самотканное с геометрическим орнаментом с преобладающим красным цветом. 6. Эльсюпрек - фартук, чрезвычайно богато орнаментированный, в котором наиболее выразительными и привлекающими внимание являются, как и у удмуртов, солярные знаки.

Вера, межэтнические отношения
Кряшены утверждают, что они являются православными. Но особым рвением к религии не отличаются. В последнее время пожилые женщины чаще стали посещать Новогорскую церковь. Мужчины туда почти не ходят. В деревне Порым в центре находится выточенная из белого бутового камня вертикальная стела высотой ок. 2 м. Местные жители ее называют часовней и утверждают, что таких часовен в деревне было 5: одна на выезде из д. в сторону Елабуги, вторая у складов, третья - в другом конце деревни, четвертая - у родника и пятая - в центре. Создается впечатление, что стелы были поставлены со всех четырех сторон света: север, юг, восток, запад и в центре. Сохранилась только центральная стела. По утверждению жителей деревни, около этих стел происходили моления. В нишу в верхней части стелы ставились иконы, они украшались лентами, полотенцами, вышитыми предметами и кружевами. На плечики стелы клали монеты. Старушки ходили сюда молиться в религиозные дни и тогда, когда долго не было дождя, просить его у бога. Уезжая или приезжая домой, также молились, благодарили бога.

Около деревни Порым располагается Порымская сопка, на вершине которой в свое время росла древняя липа. Ее все жители берегли, считали бессмертной. Покойников по деревне провожали до того места, где дорога уравнивалась с сопкой. В армию парней провожали тоже до линии сопки. Таким образом, эта сопка имела сакральное значение. Порымцы часто замечают, что тучи, зацепившись за сопку, уходят прочь. Считают, что эта сопка является продолжением Уральского водораздельного хребта. Сопка является навершием среди холмов, тянувшихся вдоль всей деревни.
Межнациональные отношения в Граховском районе отличаются стабильным спокойствием и уравновешенностью. Ни в администра-ции района, ни в газете "Сельская новь" за многие годы не было жалоб со стороны национальных групп на дискриминацию или унижение. В газете "Сельская новь" заведена рубрика "Националь-ная палитра" в которой выступают представители общественных национальных организаций: Михаил Максимович Козлов - от кряшен, Аркадий ИсаковичИсхаков - от мари, Галина Петровна Вочканова - от чувашей.

Кряшены гордятся своими знаменитыми земляками - Геннадием Александровичем Садовниковым, дважды Героем Социалистического Труда, уроженцем соседней деревни Утачаново, что в Татарии. Помнят знаменитого учителя, Лихачева Федора Дмитриевича, 55 лет проработавшего в школе и награжденного орденом Ленина. Другой учитель из кряшен - Иванов Иван Алексеевич, бывший директор Старо-Ятчинской средней школы - также длительное время учил и воспитывал детей и был награжден орденом Ленина.

Учительство для порымцев является одной из самых популярных и любимых профессий до сих пор. Одним из известных в районе учителей стал Василий Михайлович Петров. Он в 1966 г. окончил Глазовский педагогический институт и сразу же был назначен директором Порымской семилетней школы, а через три года стал заведующим РОНО. В 1973 г. - заместителем председа-теля райисполкома. В 1976 г. вернулся в родную деревню и работал председателем колхоза "Прибой" до 1986 г. Это было «золотое десятилетие» колхоза. Именно тогда были выстроены целые улицы новых комфортабельных домов. Далее Петров В. М. работал председателем райкома профсоюза работников сельского хозяйства и с 1992 г. вплоть до ухода на пенсию (ноябрь 1999 г.) - директором Граховской средней школы. Отличник народного просвещения, кавалер ордена "Знак Почета". Воспитал дочь и двух сыновей. Теперь имеет трех внуков и двух внучек. Дочь Ольга - учительница начальных классов в Грахово. Сын Виктор, выпускник худграфа УдГУ - учитель рисования и черчения в Граховской средней школе. Сын Михаил - офицер, подполковник. Участвовал в 1-й Чеченской войне, ныне служит близ Уссурийска на русско-китайской границе. Дети и внуки все стали русскими.

Заслуженным авторитетом и уважением пользуется в д. Порым бывшая учительница начальных классов Петрова Анна Федоровна - дочь Федора Лихачева. Ее судьба схожа с судьбой многих сотен тысяч российских женщин, переживших тяжелейшие испытания прошлых лет. Первый муж - Павел Сергеевич Овечкин - пропал на фронте. "Но нет его в "Книге Памяти" ни среди погибших, ни пропавших без вести". Анна Федоровна осталась одна с сыном Виталием. Брак, как у многих в деревне, не был зарегистрирован. В 1946 г. вторично вышла замуж за Михаила Петрова. Он усыновил Виталия и с тех пор сын носит его отцовство. Виталий окончил Иркутское Высшее авиационно-техническое училище, сейчас подполковник, работает в Хмельницке, где под контролем американцев уничтожает ракеты. Сын его Саша, окончивший Харьковское авиационное училище, служит в Харькове, а второй сын, выпускник Высшего военного ракетного училища, служил вместе с отцом, уничтожал ракеты.

Этот факт Анной Федоровной явно мифологизируется: "Виталий 28 лет служил в Хмельницке. Рядом с ним потом встал и его сын Дима, молодой офицер. Все было хорошо. Но вот приехал американец и купил все. Офицерам пришлось уволиться. Но американец не успокоился. Он начал искать офицеров, собирать людей для разрушения завода и самих ракет. Многие уже умерли. Но до моего сына он добрался и заставил на себя работать."
Второй сын Анны Федоровны, Константин, всегда учился отлично, работает на Электромеханическом заводе в Ижевске. Но к ней не ездит: "Жена из богатых, да жадных". Третий сын Валерий тоже живет в Ижевске. Работает на Буммаше. Все получили высшее образование. Анна Федоровна воспитала сыновей одна. Муж ушел от нее, исчез в неизвестном направлении, оставив на руках жены свою престарелую мать. "Я за ней с 1946 по 1979 г. ухаживала". Теперь у Анны Федоровны 4 внука и два правнука. Все стали русскими. Типичная судьба кряшенских городских семей. Но, к сожалению, обрусению подвергаются и сельские дети. В с. Новогорское проживает 610 чел., примерно 30% из них кряшены. Все дети с 1-го класса учатся на русском языке. В Нижнем Тыловае детей до 16 лет - 23, учатся в Новогорской школе, все предметы ведутся на русском языке. Примерно 30% браков - смешанные, дети от семейной пары кряшена и удмуртки становятся русскими. 33-летний уроженец с. Новогорское, глава сельской администрации не помнит случая межнациональных противоречий и столкновений. Точно также он не может припомнить случая, когда хотя бы один кряшен просил обучать своего ребенка на его родном языке.

Ассимиляции способствует не только сложившийся уклад жизни, но и система образования, культурно-просветительной работы. В Порымской школе нет национальных классов: ни удмуртского, ни русского. По утверждению работников РОНО, ни удмурты, ни кряшены никогда не заявляли о желании обучать своих детей на родном языке. В библиотеке сельского дома культуры (библиотекарь Наталья Валерьевна Федорова) книжно-журнальный фонд насчитывает 5771 единицу, на удмуртском языке около 200 книг, читателей удмуртской национальности - 5, на татарском языке 46 книг, читателей-татар только двое. Национальных газет в библиотеке нет. В детском садике недавно создана группа с национальным уклоном воспитания на удмуртском языке.
Порымская школа традиционно славится' высоким уровнем образования. Абсолютное большинство ее выпускников, прежде всего кряшены, поступают в средние и высшие учебные заведения, становятся специалистами и руководителями хозяйств, предприятий и учреждений. Большое количество их занято в управле

Социально-политическая активность крашен
Особой любовью к существующей власти района кряшены не отличаются. Типичное отношение к местным выборным руководящим лицам - недоверие, назависимо от их национальной принадлежности: "Они все много обещают, когда их надо выбрать, а выберешь - нас забывают, помнят только то, что надо урвать; обогатиться за счет власти".
Тем не менее, кряшены гордятся тем, что составляя всего 6% от населения района, выходцы из их среды в районном руководстве на 90% занимают ключевые позиции. Это уникальное явление в республике и, думается, достойно, демонстрации на страницах печати.
Список районных руководителей:
1. Козлов М.М. - заместитель главы администрации района.
2. Петров Г.А. - заместитель главы администрации района, начальник управления сельского хозяйства.
3. Федоров А.М. - начальник отдела строительства.
4. Егоров В.М. - начальник отдела экономики.
5. Данилов Ю.П. - начальник отдела культуры,
6. Зырянов М.С. - главный врач районной больницы.
7. Иванова С.В. - председатель райпо.
8. Щербакова С.Н. - директор магазина "Культтовары".
9. Щербаков В.Г. - руководитель Порымской сельской адми-нистрации.
10. Кулаков С.А. - руководитель Новогорской сельской адми-нистрации.
11. Иванов М.Ф. - начальник "Агрохимприбой".
12. Трефилова Р.А. - директор Граховской средней школы.
13. Кулаков М.К. - директор "Сельхозэнерго", председатель районного общества кряшен "Туганай".
14. Щербаков К.И. - директор Центра социального обслуживания
15. Кузьмин А.Е. - главный инженер управления сельского хозяйства.
16. Кузьмина З.А. - главный бухгалтер райотдела связи.
17. Решетов Д.М. - директор объединения "Межколхозлес".
18. Соловьев В.Н. - директор РТП.
19. Колпаков Б.Н. - начальник Можгинского управления контрольного комитета Госсовета УР.
Достижению высокого социально-политического статуса специа-листов-кряшен способствует то, что почти все они знают как минимум три языка: русский, татарский, удмуртский. Кроме того, живя в иноэтничной среде, они с детства воспитывают в себе нацеленность на активную жизненную позицию и в общей массе выглядят намного лучше, чем удмурты и даже русские.

Выводы

Изучение группы кряшен Граховского района Удмуртской республики позволяет нам полагать, что в их лице мы имеем локальную территориальную подгруппу, отличающуюся некоторой психологической особенностью, своеобразием материальной культуры, обусловленными историческими, социально-экономичес-кими и межэтническими факторами.
В психологическом аспекте они нацелены на социальную и политическую активность, обладают высокой адаптацией к изменяющимся условиям жизни. Это свойство они вырабатывали в себе на протяжении многих веков, особенно оно проявилось в условиях разрушительных процессов последнего десятилетия.
Многовековые хозяйственно-культурные связи с удмуртами способствовали этническим инфильтрациям и культурно-бытовому влиянию, что оказало достаточно сильное воздействие на формиро-вание материальной культуры, бытового уклада, заимствованных у удмуртского этноса.

Кряшены в наибольшей степени подвержены к диалогу культур. Вынужденные жить в полиэтничной среде, они понимали, что собственное этнокультурное существование возможно лишь при уважительном и бережном отношении к ценностям культуры и быта других народов. Этноэтика кряшен стала моделью воспроизводства нравственной культуры. И в этом плане исторический опыт самовоспроизводства кряшен актуален в современной России, где в последнее время политика открыто строится на этническом доминировании, а идея этнического плюрализма не получает поддержки. С другой стороны, интенсивно протекающие в регионах России процессы национального возрождения и этнической консолидации явно превалируют над идеей межнациональной консолидации, фактически имеющей под собой значительные экономические, исторические и социальные основания.

В последнее время наблюдается некоторый всплеск национального самосознания и политической активности граховских кряшен. Основную роль в этом сыграли общие процессы этнической мобилизации в стране. Кроме того, возможно это особая ответная реакция самосохранения в связи с возникновением опасности интеллектуальному физическому существованию кряшен и других народов в условиях реформ 1990-х гг.
Кряшены Граховского района подвержены тем же ассимиляционным процессам, что происходят у большинства малых народов России. Они также тяжело переживают так называемую перестройку, вследствие чего среди них усиливается миграция.
Директор института К.И. Куликов.
Август, 2000 г.

НАУЧНАЯ СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ КРЯШЕН КИЗНЕРСКОГО РАЙОНА УДМУРТИИ

Обследование проведено в п. Кизнер, дд. Балдейка и Емушан Ключи (информация по последней деревне собрана путем интервьюирования выходцев из нее). По неполным сведениям 3.К.Холмогоровой, председателя Кизнерского отделения Общества кряшен Удмуртии, в поселке Кизнер насчитывается более 40 кряшенских семей. Более близкое знакомство подвело к выводу, что не все эти семьи могут быть причислены к чисто кряшенским, т. к. значительная часть из них национально неоднородные. Распростра¬нены кряшенско-русские, кряшенско-удмуртские браки. Дети в таких семьях, как правило, записаны или татарами, или русскими. Весь материал свидетельствует об интенсивном процессе ассимиляции среди молодежи. По отзывам взрослых, практически никто из молодежи не владеет кряшенским языком. Высок уровень межэтнических браков. Так, по информации Апаевой Р. И., 1962 г. р., сама она замужем за кряшеном, один из братьев женат на марийке, другой - на русской, сестра замужем за татарином. Никто из племянников кряшенским языком не владеет, дети самой Апаевой Р. И. (сын и дочь) немного понимают разговорную речь, и то только благодаря тому, что в детстве находились в обществе бабушки. Любопытна также информация, полученная от Виноградовой А. Ф., 1928 г. р., уроженки д. Емушан Ключи: сама она кряшенка по линии обоих родителей, замужем не была, одна дочь записана татаркой, другая - русской, внуки все русские. Один из внуков женат на удмуртке, другой - на русской, внучка замужем за удмуртом.

Кряшенский язык считается самостоятельным языком, хотя и очень близким к татарскому. Информаторы подчеркивают, что в татарском языке имеются совершенно непонятные для них слова. Все опрошенные отмечают, что еще в недалеком прошлом на своем родном языке говорили гораздо реже, чем в последние годы. По словам женщин, они раньше испытывали определенное чувство неловкости при общении на кряшенском языке при людях иной национальности.
У всех респондентов хорошо выражено осознание своей "отличности" от татар. В первую очередь подчеркивается конфессиональное различие, отмечается разница в языке. По антропологическим признакам затрудняются давать четкие ответы, хотя отмечают, что кряшены, в отличие от татар, имеют более светлую кожу и русый цвет волос. Много среди кряшен голубоглазых. На вопрос, кем вы себя запишите во время переписи 2002 г., все взрослые высказали желание записаться кряшеном, что свидетельствует о наличии этнического самосознания. Но при этом ни один из :их не решился поручиться за своих детей, которые, судя по всему, ориентированы преимущественно на русскую национальность.

Социально-профессиональный статус кряшен нельзя назвать высоким. В п. Кизнер из перечисленных 3. К. Холмогоровой 42 человек только двое имеют высшее образование, остальные — среднее или среднее специальное. Среди женщин осязаемо чувствуется ориентация на профессии в сфере торговли, общепита, мужчины в основном заняты в сфере транспорта, часть являются техническими служащими. В д. Балдейка кряшены в основном заняты сельскохозяйственным трудом, есть учителя, работники детского сада. Все респонденты д. Балдейка подчеркивали свой невысокий уровень жизни, низкую зарплату (последний раз заработная плата в колхозе выдавалась в августе 2001 г.), которая к тому же большей частью выдается зерном, идет в оплату транспортных услуг и т. д. Для селян характерна, интенсивная самоэксплуатация: стараются вырастить большое количество скота, заводят большие приусадебные участки. На сегодняшний день в деревне насчитывается 165 хозяйств, количество населения - 930 человек. Крупного рогатого скота 276 голов, из них – 186 коров; свиней 621, овец - 424, домашней птицы - 2501. Усадьбы в основном до 50 соток, имеются сенокосные участки. Три хозяйства считаются фермерскими; кряшен среди них нет. Ни в одном из сельскохозяйственных кооперативов района кряшены не являются руководителями хозяйств.

Половозрастной состав выявляет диспропорцию по возрастному признаку. Молодежь, отличающаяся высокой миграционной активностью, предпочитает переселяться из деревни в п. Кизнер или в г. Ижевск. Все выражали сожаление, что в д. Емушан Ключи в настоящее время остались преимущественно представители старших возрастных когорт. В д Балдейка из-за сильного оттока молодежи не хватает механизаторов. Семьи в основном одно-двухпоколенные; количество детей - один-два ребенка. Ситуация с рождаемостью и смертностью не выявляет особенностей и в целом похожа на среднереспубликанскую.

Выявление этнических особенностей в материальной и духовной культуре современных кряшен представляется весьма проблематичной. В п. Кизнер практически никто не имеет национальную одежду, знания о ней - отрывочны и фрагментарны. Аналогичная картина в сфере народной кухни и жилища.
Все опрошенные подчеркивали доброжелательность межэтничес-ких отношений между представителями различных национальностей.

Прогнозы относительно будущего кряшен Кизнерского района (в сравнении с кряшенами Граховского района) менее оптимистичны. Относительно дисперсное расселение, высокая миграционная активность, интенсивные ассимиляционные процессы, отсутствие сильных пассионариев на уровне района не способствуют консолидации кряшенского населения.

Заместитель директора института Г.А.Никитина